Джотто ди Бондоне -
итальянский художник и архитектор. Джотто ди Бондоне родился в 1267 году
предположительно недалеко от городка Виккьо, расположенного к востоку от
Флоренции, в деревне Колле ди Веспиньяно. Согласно Вазари, Джотто был
сыном хлебопашца. Он же рассказывает такую историю. Однажды
прославленный в те времена живописец Чимабуэ, идя по дороге из Флоренции
в Веспиньяно, увидел пасшего стада мальчика, который рисовал на гладком
камне овцу. Чимабуэ взял его к себе в ученики, и вскоре ученик превзошел
учителя. Анонимный комментатор «Божественной комедии» XIV века
утверждает, что Джотто был отдан обучаться ткацкому ремеслу, но убежал
из мастерской ремесленника в мастерскую художника.
Вместе с Чимабуэ Джотто, должно быть, впервые попал в Рим около 1280
года, а затем побывал в Ассизи. По-видимому, в конце 80-х годов молодой
художник женился на Джунта ди Лапо дель Пела, от которой имел четырех
дочерей и четырех сыновей. По свидетельству Боккаччо, Джотто имел самую
заурядную, невыразительную внешность - «маленького роста, безобразный».
В новеллах того времени Джотто выступает как острослов и весельчак,
всегда имеющий по отзыву Вазари: «Словечко под рукой и острый ответ
наготове». Рассказывали, что как-то во время страшной жары король сказал
художнику, занятому, по обыкновению, напряженной работой: «Будь я на
твоем месте, я бы немного отдохнул». - «И я тоже, будь я на Вашем», -
парировал живописец.
Девяностые годы художник провел, по всей видимости, в Ассизи, где
принимал участие в росписи Верхней церкви Сан-Франческо. К самым ранним
его произведениям относят некоторые фрески на тему Ветхого и Нового
завета - в верхней зоне стен продольного нефа. Эти росписи были сделаны
в первой половине девяностых годов. Предполагают, что Джотто ездил затем
на некоторое время в Рим, где на него произвела сильное впечатление
живопись Каваллини и раннехристианские мозаики. К этому же периоду
относятся большое, высотой в пять метров, «Распятие» (около 1293-1300),
сделанное для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, и «Мадонна ди
Сан-Джорджио алла Коста». Фрески нижнего яруса Верхней церкви
Сан-Франческо в Ассизи написаны были во второй половине девяностых
годов, когда Джотто вторично пригласили в Ассизи, уже как руководителя
всех живописных работ.
В конце 1290-начале XIII века Джотто был в Риме, где выполнил огромную
мозаику «Навичелла» для базилики св. Петра, на ней был изображен Христос
и ладья с апостолами. Мозаика погибла в начале XVI века при разрушении
старой базилики. В первое десятилетие нового века Джотто живет в
основном в Падуе. К 1303-1305 годам относят начало его работы в Капелле
дель Арена. Выполняя заказ местного богача, ростовщика Энрико Скровеньи,
он покрыл стены его домовой капеллы фресками на евангельские сюжеты о
жизни Христа и мадонны. Заказчик торопил с окончанием работ, и мастер
вынужден был начать роспись недостроенного помещения. Фрески капеллы
Скровеньи - лучшие фрески Джотто. Этот обширный фресковый цикл включает
в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с
золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии
и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре
сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных
боковых стенах.
«В искусстве Джотто много мягкости, чистоты и какой-то трогательной
любви к людям, - пишет О.М. Персианова. - Его герои исполнены
благородного достоинства и духовной красоты. Движения, позы, жесты
сдержанно, но удивительно верно передают душевное состояние: материнской
нежности полна Мария, склонившаяся над новорожденным младенцем
("Рождество"), глубоким горем охвачены люди, собравшиеся у тела мертвого
Христа ("Оплакивание"), торжественно-праздничное настроение царит в
группе волхвов, пришедших поклониться младенцу ("Поклонение волхвов").
Для Джотто кульминацией является не искупительная смерть Христа, но
переход от его деяний к страданиям. Связующими сценами, размещенными под
"Искупительным произволением" и "Благовещением" на стене триумфальной
арки, Джотто сделал "Встречу Марии и Елизаветы" как первое приветствие и
"Поцелуй Иуды" как первое предательство. Искусству Джотто свойственен
определенный психологизм, который особенно отчетливо проявился в одной
из известнейших фресок цикла – "Поцелуй Иуды". Иуда подходит к Христу и
вытягивает губы, чтобы его поцеловать. В ответ на это Христос смотрит
ему прямо в глаза пристальным и многозначительным взглядом. Этот
проникновенный и невыразимый словами взгляд вскрывает глубочайшие недра
человеческой души. При этом Христос сохраняет исключительное
спокойствие, хотя он, видимо, знает о предательстве ученика. Это
спокойствие в соединении с ясным сознанием своей судьбы придает ему
характер возвышенного героизма, настоящего стоического мужества».
Закончив работы в капелле, Джотто остается некоторое время в Падуе и
покрывает фресками на светские темы большой зал палаццо Раджоне. Затем
со славой возвращается во Флоренцию. Здесь в 1310 году для церкви Всех
Святых Джотто выполнил ныне знаменитую, монументальную картину «Мадонна
Оньисанти», изображающую мадонну с младенцем в окружении ангелов и
святых. Легкая структура трона подчеркивает плотный голубой цвет
мафория, не препятствуя его погружению в золотистую прозрачность фона, с
которым перекликаются позолоченные нимбы и светлые одеяния ангелов.
Запредельные и пышные изображения непроницаемых идолов, характерные для
эпохи дученто, уступили место человечнейшей матери семейства, со светлым
и открытым лицом и даже с чуть заметной улыбкой в складке губ. Земная
природа Марии заявляет о себе весомостью ее тела, еще более очевидной
из-за контраста с хрупкими архитектурными деталями трона. Для
флорентийской церкви Санта-Кроче Джотто пишет два следующих фресковых
цикла: «Легенда о св. Франциске» (капелла Барди, 1317-1328), «Сцены из
жизни Иоанна Евангелиста и Иоанна Крестителя» (капелла Перуцци).
Индивидуальные характеристики присутствуют и здесь, однако, в отличие от
падуанских фресок, больше не акцентируется главное действующее лицо. Не
прибегая к занимательным подробностям, художник придал
повествовательному стилю больше силы и ясности: пространство стало
обширнее, а движения фигур свободнее. В эпизодах, изображенных в капелле
Перуцци, архитектура играет доминирующую роль. В «Наречении имени Иоанна
Крестителя» фигуры изображены в обширных помещениях, в которых
равномерно распределены свет и тень; в сцене «Воскрешение Друзианы»
фигуры расположены на фоне стены, очертания которой, то возвышаясь, то
опускаясь, соответствуют расположению фигурных групп. И в том, и в
другом случае все цветовые оттенки подчинены основной тональности,
выступающей в качестве их общего знаменателя. «В капелле Барди Джотто
снова возвращается к легенде о св. Франциске. Однако характер трактовки
этой темы теперь иной. Нет здесь прежней занимательности повествования,
наивной непосредственности. История Франциска приобрела скорее характер
кантаты, в ней появилось что-то торжественное, триумфальное. Но самое
главное отличие этой росписи от более ранних циклов Джотто состоит в
том, что стена не разбита на отдельные клейма, не раздроблена
орнаментальными тягами… Строгая построенность, вписанность всех фигур в
архитектурный каркас особенно поражает во фресках капеллы Барди. Каждое
из шести панно, расположенных на боковых стенах, само по себе является
архитектурной композицией. Наиболее совершенная с этой точки зрения -
фреска "Явление Франциска в Арле".
В 1334 году флорентийская Синьория назначила Джотто главным
руководителем строительства городского собора. Это назначение было,
прежде всего, актом публичного признания его заслуг: "Эти работы,
выполняемые для города, должны прославить и украсить его, что может быть
сделано надлежащим образом только в том случае, если руководить ими
будет мастер опытный и знаменитый, - говорится в одном из документов
того времени. - Во всем мире нельзя найти человека более одаренного в
этой и во многих других областях, нежели живописец Джотто Бондоне из
Флоренции; он признан в своем отечестве великим мастером, и нужно, чтобы
он постоянно оставался на этой должности и работал, так как он принесет
много пользы своей ученостью и своими познаниями, и город получит от
этого большую выгоду"» (И. Данилов). Джотто не только руководит работами
по строительству, но и выполняет престижные заказы. Между 1329 и 1333
годами художник работал в Неаполе для короля Роберта Анжуйского. Около
1335 года - в Милане для правителя Аццоне Висконти, как о том сообщает в
своей «Хронике» Джованни Виллани. В то же время он уверенно руководит
своей мастерской, из которой выходили очень сложные по изобразительным
задачам произведения, изумляющие роскошью и горением красок. Пример, два
больших полиптиха - из Болоньи и из капеллы Барончелли в Санта-Кроче, -
оба подписанные Джотто. Сверкающее «Коронование Марии» из капеллы
Барончелли, над декорированием которой Джотто работал не ранее конца
двадцатых годов, - это, безусловно, один из последних великих замыслов
мастера. Однообразные, но яркие шеренги улыбающихся святых на боковых
крыльях напоминают упорядоченный Рай - переданный в перспективе, но без
границ, поскольку боковые панели могут продолжаться в бесконечность.
Вместе с тем, центральная сцена с элегантными и отточенными в своих
формах главными действующими лицами заключает в себе нечто от светского
изящества придворной церемонии.
В хронике Виллани так говорится о смерти художника: «Мастер Джотто,
вернувшись из Милана, куда он был послан нашей республикой на службу
владетелю Милана, скончался 8 января 1337 года и был с большими
почестями похоронен на государственный счет в соборе св. Репараты». |