Джорджоне - итальянский
художник. Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко) родился около
1476 года в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции.
Венеция же и стала основным местом его творчества. Из архивных
документов известно, что в 1507 году художник Джорджоне приступил к
выполнению заказа на написание картины для одного из залов Совета
Десяти. Известно так же, что им была открыта собственная мастерская, где
работали совсем ещё юные Себастьяно Лучани и Тициан. Последний в своих
рассказах упоминал, что Джорджоне был не только талантливым художником,
но и прекрасным музыкантом - он замечательно играл на лютне и
превосходно пел.
Картины Джорджоне, написанные им в ранний период, представляют собой
небольшие композиции с библейскими и евангельскими сюжетами. В числе его
первых произведений "Суд Соломона", "Поклонение пастухов" и "Испытание
младенца Моисея огнем"(начало 1500-х). Природная идиллия является фоном
этих картин, а само действие построено на плавности линий персонажей, их
спокойных жестах, всецело гармонирующих с пейзажем. Приблизительно в
1505 году Джорджоне была создана алтарная картина "Мадонна
Кастельфранко", которая характеризует автора как уже полностью зрелого
живописца и раскрывает зрителю лирический характер его души, безупречное
чувство гармонии образов и колорита. Это произведение по своему стилю
уже относится к Высокому Возрождению. Почтив одно время с "Мадонной"
было написано и полотно "Юдифь", что подтверждается легкой пеленой,
окутывающей её лицо, пластикой её фигуры, изображением складок одежды, и
самим фоном картины. Юдифь - грозная воительница и защитница своего
народа изображена на картине в момент победы над врагом Олоферном; она
обнаженной ногой попирает голову поверженного, держа изящными пальцами
тяжелый меч и о чем-то задумавшись.
1507-1510 годы считаются последним и, по всей видимости, самым
плодотворным периодом в творчестве Джорджоне. В это время им были
написаны замечательные сюжетные композиции, а так же портреты. Работал
художник, в основном, по заказам венецианских патрициев, которые входили
в круг гуманистов Венеции, отлично разбирающихся в искусстве Ренессанса
и философии. Их общество называлось "Академия Альдина" по имени
известнейшего книгоиздателя Италии Альдо Мануцио, жителя Венеции. Скорее
всего, именно это обстоятельство стало определяющим в выборе столь
необычной тематики его станковых произведений.
Небольшое полотно "Гроза" - одно из первых произведений в европейском
искусстве, определяющее состояние природы своей тональностью. Для того,
чтобы передать её беспокойство перед грозой, художник использовал в
картине резкий, отрывистый мазок, что дало ему возможность показать
движение воды, травы, листьев, охваченных внезапным порывом ветра. Столь
же изумительно Джорджоне передал и колорит природы в преддверии стихии.
Такая манера написания вставала в противовес традициям итальянской
живописи. Нельзя не отметить полотно"Спящая Венера", до сих пор
считающееся символом красоты, совершенства и целомудрия. Фон картины
показывает всю прелесть и гармонию природы. Среди портретов, написанных
Джорджоне, особо выделяются два, созданные в, неординарном для того
времени, стиле портрета-картины: "Автопортрет" и "Старуха".
В 1510 году художник Джорджоне скончался, заразившись чумой во время
эпидемии. Влияние творчества этого великолепного живописца на искусство
Венеции было огромным, но неоднозначным. Среди его истинных подражателей
- Тициан. |