Эжен Делакруа - французский
живописец и график. Эжен Делакруа (Фердинан Виктор Эжен Делакру) родился
в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года. Официально его отцом считался
Шарль Делакруа, чиновник среднего ранга, однако ходили упорные слухи,
что в действительности Эжен был незаконнорожденным сыном всесильного
Шарля Талейрана, наполеоновского министра иностранных дел, а
впоследствии главы французской делегации на историческом Венском
конгрессе 1814-1815 гг. Как бы там ни было, но мальчишка рос сущим
сорванцом. Друг детства художника, Александр Дюма, вспоминал, что « к
трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился» . К этой фразе
требуется добавить. Эжен едва не «повесился», нечаянно обматав вокруг
шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его
детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время
купиния в Бордо; «травился», наглотавшись краски-медянки.
Более спокойным оказались годы учёбы в лицее, где мальчик проявил
большие способности в словесности и живописи и даже получал призы за
рисунок и знание классической литературы. Художественные наклонности
Эжен мог унаследовать от своей матери, Виктории, происходившей из семьи
знаменитых краснодеревщиков, но настоящая страсть к живописи зародилась
в нем в Нормандии - там он обычно сопровождал дядю, когда тот
отправлялся, чтобы рисовать с натуры. Делакруа рано пришлось задуматься
о своей дальнейшей судьбе. Его родители умерли, когда он был совсем
юным. Эжена после этого отправили к сестре. Но она вскоре попала в
труднейшее финансовое положение. В 1815 году юноша оказался предоставлен
сам себе; ему нужно было решать, как жить дальше. И он сделал выбор,
поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена. В
1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал
Герен. Здесь царствовал академизм, и Эжен без устали писал гипсовые
слепки и обнаженных натурщиков. Эти уроки помогли художнику в
совершенстве освоить технику рисунка. Но настоящими университетами для
Делакруа стали Лувр и общение с молодыми живописцами. В то время там
можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских
войн и ещё не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего
художника привлекали великие колористы - Рубенс, Веронезе и Тициан.
Бонингстоун, в свою очередь, познакомил Делакруа с английской акварелью
и творчеством Шекспира и Байрона. Но самое большое влияние оказал на
Делакруа Теодор Жерико.
В 1818 году Жерико работалал над картиной «Плот Медузы», положившей
начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу,
стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные
представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев
законченную куртину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и
не мог остановиться до самого дома». Первой картиной Делакруа стала -
«Ладьи Данте» (1822), выставленной им в Салоне. Впрочем, особого шума
(подобного хотя бы тому фурору, что произвел «Плот» Жерико) она не
вызвала. Настоящий успех постиг Делакруа через два года, когда в 1824
году, он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе», описывающую ужасы
недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал это полотно
«жутким гимном року и страданию». Многие критики также обвинили Делакруа
в чрезмерном натурализме. Тем не менее, главная цель была достигнута:
молодой художник заявил о себе. Следующая работа, выставленная в Салоне,
называлась «Смерть Сарданапала», он словно намеренно злил свох
хулителей, почти смакуя жестокость и не чураясь определенной
сексуальности. Сюжет картины, Делакруа позаимствовал у Байрона.
«Движение передано прекрасно, - писал один из критиков об его другой
похожей работе, - но эта картина буквально кричит, грозит и
богухульствует». Последнюю большую картину, которую можно отнести к
первому периоду творчества Делакруа, художник посвятил современности.
В июле 1830 года Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа
симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей
народ» (у нас это произведение известно, также под названием «Свобода на
баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831 года, полотно вызвало бурное
одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом
немедленно распорядилось снять ее, слишком уж опасным казался ее пафос.
К этому времени роль бунтовщика, похоже, Делакруа надоела. Стали
очевидны поиски нового стиля. В 1832 году художника включили в состав
официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко.
Отправляясь в это путешествие, Делакруа и подумать не мог, насколько
сильно повлияет поездка на все гое дальнейшее творчество. Африканский
мир, который он видел в фантазиях цветистым, шумным и праздничным,
предстал перед его глазами тихим, патриархальным, погруженным в свои
домашнние заботы, печали и радости. Это был затерянный во времени
дрвений мир, напоминавший Грецию. В Марокко Делакруа сделал сотни
набросков, а в дальнейшем впечатления, полученные в этом путешествии,
служили ему неисчерпаемым источником вдохновления. По возвращению во
Францию его положение упрочилось. Последовали официальные заказы. Первой
монументальной работой такого рода стали росписи, выполненные в
Бурбонском дворце (1833-1847). После этого Делакруа работал над
украшением Люксембургского дворца (1840-1847) и росписью потолков в
Лувре (1850-1851). Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви
Сен-Сельпис (1849-1861). К работе над фресками художник относился с
огромным энтузиазмом. «Мое сердце,- писал он, - всегда начинает учащенно
биться, когда я остаюсь лицом к лицу с громной стеной, ожидающей
прикосновения моей кисти». С возрастом продуктивность Делакруа
снижалась. В 1835 году у него обнаружилась серьезная болезнь горла,
которая то утихала, то обостряясь, в конце концов и свела его в могилу.
Делакруа не чурался общественной жизни, постоянно посещая различные
собрания, приемы и знаменитые салоны Парижа. Его появление ждали -
художник неизменно блистал острым умом и отличался элегантностью костюма
и манер. При этом его частная жизнь оставалась скрытой от посторонних
глаз. Долгие годы продолжалась связь с баронессой Жозефиной де Форже но
их роман не увенчался свадьбой.
В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника
избрали в городской совет Парижа, в 1855-м наградили орденом Почетного
легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа
- в рамках Всемириной парижской выставки. Сам художник немало
огорочался, видя, что публика больше знает его по старым работам, и лишь
они вызывают ее неизменный интерес. Последняя картина Делакруа,
выставленная в Салоне 1859 года, и законченные в 1861 фрески для церкви
Сен-Сюльпис остались практически незамеченными. Это охлаждение омрачило
закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни
горла, в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет. |