Джон Горвард - английский
художник. Джон Уильям Годвард родился 9 августа 1861 года в Лондоне, в
респектабельной и финансово-обеспеченной викторианской семье. Его отец
был банковским клерком. В юности семья переехала через реку в Фулхэм в
Челси, и, наконец, в Wimbeldon к югу от Лондона. Отец считал, что его
сыновья должны приобрести стабильную и респектабельную профессию в
страховом и банковском деле и стать страховыми клерками. Но Джон начал
посещать вечерние занятия местной художественной школы и класс
художника, архитектора и дизайнера Уильяма Хоффа Вонтнера. Готвард
занимался с Вонтнером по вечерам в течение 1879-1881 годов, и его
мастерство в рисовании перспективы и архитектурные элементы, несомненно,
рождены именно в этот период. Смерть Вонтнера-старшего оставила
двадцатилетнего Годварда без наставника, и Уильям Кларк Вонтнер, который
был старше Джона всего на четыре года, становится его учителем и берет
на себя ответственность за его подготовку.
Не существует никаких доказательств, что Годвард учился в Королевской
академии искусств, но известно, что он поступил в Клэпхэмскую школу
искусств. Тем не менее, в 1887 году художник был отмечен на летней
выставке в Королевской академии с картиной «Желтый тюрбан». В возрасте
26 лет Джон наконец-то покинул родительский дом (теперь в Уимблдоне),
чтобы жить и работать в студии на Болтон-стрит в Челси. Среди других
художников, работавших здесь в то время были Томас Кеннингтон, Генри
Риланд и Джордж Лоуренс Буллейд. Они стали друзьями и в дальнейшем
вдохновляли друг друга в работе. С 1888 года его картины регулярно
включены в продажи галерей, на выставках Королевской академии он также
регулярно выставляется вплоть до 1905 года.
Годвард окончательного порвал с родителями в 1889 году после периода
финансового успеха продаж его картин через дилера Маклина и переехал в
арендованный дом в Санкт-Леонард в Челси (50 ярдов от дома писателя
Брэма Стокера) - с собственной студией в просторном одноэтажном здании.
В этом же году Годвард нарисовал около 25 картин маслом, в основном для
Маклина, из которых две наиболее известные полотна - «Швеи» и «Ожидание
ответа». Последняя картина включает в себя единственный автопортрет -
сходство, судя по фотографиям, очень яркое. Девушка на картине является
его обычной моделью, с которой он, возможно, имел любовную связь. Нужно
отметить, что Годвард очень редко рисовал мужчин и то, только в начале
творческого пути, позже на его картинах изображены только женщины, как
постоянное напоминание о собственном одиночестве и невостребованной
любви. В 1891 он был лишен собственной студии в Сент Леонард. В этом же
году увидели свет по меньшей мере 21 картина, среди них «Отдых в летний
день», которая выставлялась на летней выставке в Королевской Академии.
Интерес Годварда к нео-классицизму объясняет его знакомство с группой
«Сент-Джонс Вуд», в которую входили Дикси, Пойнтер, Уотерхаус и другие.
1893 год может рассматриваться, как творческий водораздел, который
показал, что его карьера полностью состоялась, и стиль художника стал
зрелым. В 1894 Годвард переехал из Санкт-Леонарда и приобрел более
просторную студию на Фулхэм Род № 410. Как и художник Алма-Тадема, он
использовал свой дом в качестве интерьера для своих картин, украшал его
внутри, как древнеримское здание, с беседками и фонтанами в саду. После
его смерти, итальянский скульптор Марио Маненти, приобрел это здание и
превратил его в многочисленные мелкие ателье под названием «Итальянская
деревня». Но, в отличие от Алма-Тадема, дом которого всегда был открыт
для друзей и заказчиков, Годвард превратил свой дом в скит. В 1904 году
умер отец художник, это сильно повлияло на Годварда, и он даже купил для
себя участок земли на Бромптон кладбище. В 1905 году Годвард последний
раз принял участие в летней выставке Академии художеств - возможно, он
отказался от попытки привлечь внимание англичан к своей персоне, хотя
продолжал выставляться в Париже и других странах.
В этом же году он впервые совершил поездку в Италию, и, как полагают,
находился на Капри, где исследовал окрестности близ Сорренто, Помпеи и в
бухте Неаполя. Работы этого периода включают в себя монументальные
картины «Нерисса» и «Юлия Друзилла», возможно, написанные под
впечатлением от посещения Помпей. В 1908 умирает агент художника Томас
Маклин, чей бизнес переходит к Эжен Креметти, который, к счастью,
продолжает заниматься продажей картин Годварда. Одной из его лучших
работ этого периода является «Полуденный отдых». В 1912 году Годвард покинул
Англию и переехал жить в Рим. Причина его отъезда не известна. Бытует
мнение, что он покинул Лондон, бросив все и устремившись за одной из
своих моделей-итальянок, чего ему никогда не простила в дальнейшем мать.
Находясь в Риме, Годвард жил в студии на Монти Париоли возле главного
входа в сад Виллы Боргезе. В студии были лабиринты из затененных террас
в окружении редких растений и огромный сад. Эта студия была домом для
многих художников, среди наиболее известных является Илья Репин.
В 1913 году. Годвард был награжден золотой медалью на Международной выставке в
Риме за картину «Бельведер». С 1914 года художник начинает увлекаться
пейзажем, ему посвящено большинство работ этого периода. Однако, с 1915
года художник мало рисует, возможно, из-за ухудшавшегося здоровья,
возможно потому что это были годы Первой мировой войны (1914-1918), и
вполне возможно, что с его агентом Креметти возникли споры и ссоры. В
последующие четыре года Годвард несколько раз приезжал в Лондон - сразу
после войны в 1918 году, на похороны племянника в 1919 году, на свадьбу
брата в 1920 году, наконец, вернулся в 1921 в Фулхэм, чтобы прожить там
оставшиеся дни до его скоропостижной кончины в декабре 1922 года. После
его возвращения в Фулхэм к нему переехал брат Чарльз Артур со своей
беременной женой Гертрудой. Однако состояние его здоровья ухудшилось, и
его спартанский образ жизни привел к диспепсии (от этой же болезни
десять лет ранее умер Алма-Тадема). Без сомнения, он стал также
психически больным, болезненно восприняв смерть своего друга и коллеги
Эдуарда Пойнтера в 1919 году. Последний был президентом Академии
художеств, последним оплотом классического движения и неоклассицизма.
Устав бороться со здоровьем и страданиями, в среду 13 декабря 1922 года
Джон Уильям Годвард совершил самоубийство (Лондон), оставив записку о
том, что мир не был достаточно большим для него. Возвратившись с работы
в тот же вечер, его брат нашел Годварда мертвым в своей студии. Он был
погребен в склепе на участке земли, который он приобрел в 1904 году на
старом кладбище Бромптон рядом с его мастерской. |