Поль Гоген - французский
живописец, скульптор-керамист и график. Эжен Анри Поль Гоген родился в
Париже 7 июня 1848 года. В трехлетнем возрасте, после государственного
переворота, устроенного во Франции Наполеоном III, мальчик оказался
вместе с родителями в столице Перу Лиме. До семилетнего возраста Гоген
жил в Перу и воспитывался в семье матери, происходившей из знатного
перуанского рода. Впечатления детства, экзотическая природа, яркие
национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались
в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в
тяге к тропикам. В 1855 году Гоген возвращается во Франции, учится в
Орлеане, в школе, из которой мечтает сбежать, чтобы стать моряком. С
17-ти лет плавает на судах (1865-1871), совершающих рейсы между Южной
Америкой и Европой. Затем поступает в банк (1871), делает успешную
карьеру, женится, начинает коллекционировать живопись и сам пробует
писать картины; знакомится с импрессионистами и вскоре принимает участие
в их выставках (1880-1882).
Живопись всецело захватила Гогена, в 1883 годуон бросает службу в банке,
расстается с семьей (имея пятерых детей), чтобы целиком посвятить себя
искусству. Первые его произведения носят подчас подражательный характер
(«Сена возле Йенского моста», 1875, Музей Орсе, Париж). На выставке в
1886 году он экспонирует 19 полотен.С конца1880-х гг. Гоген становится
одним из наиболее значительных художников постимпрессионизма. Мощный
творческий темперамент, властный характер, убежденность в своей правоте,
самобытный талант - все это выдвинуло Гогена в лидеры. В конце 1880-х
гг. он с группой последователей поселяется в деревне Понт-Авен
(Бретань), где еще сохранились самобытные нравы, обычаи, верования,
старинные костюмы; его привлекает жизнь среди людей, не затронутых
современной цивилизацией («Видение после проповеди», 1888, Национальная
галерея, Эдинбург; «Свинопас. Бретань», 1888, частная коллекция,
Нью-Йорк). Мастера «Понт-Авенской школы» упрощают формы, заполняют
плоскость холста крупными цветовыми массами, очерчивая их четким
контуром, как в перегородчатой эмали, отсюда название их метода:
«клуазонизм» (от франц. cloison - перегородка).Духовные поиски сближают
Гогена с символизмом. Он видит задачу художника в том, чтобы проникнуть
в тайную суть, сокровенный смысл явления и раскрыть его миру («Желтый
Христос», 1889, Художественная галерея, Буффало).
Для Гогена характерна непрестанная жажда перемены мест: в 1887 году он
внезапно уезжает на Мартинику, в 1888 году возвращается в Понт-Авен,
зимой того же года появляется в Арле на юге Франции («Арлезианка», 1888,
Метрополитен-музей, Нью-Йорк), работает вместе с Ван-Гогом, мечтающим
создать братство художников. Однако отношения их кончаются ссорой и
разрывом. В 1891 году Гоген решает уехать на Таити в надежде найти там
воплощение своей мечты о золотом веке, о жизни в гармонии с природой и
людьми; но и здесь его не оставляют тревоги, заботы, болезни. На Таити
его талант обретает удивительную мощь, здесь были созданы самые
прославленные его полотна, изображающие свободных прекрасных людей,
живущих в единстве с щедрой благожелательной природой. Он пишет таитянок
то на фоне раскаленного песка, розоватые тона которого оттеняют
янтарно-смуглые тела женщин («А, ты ревнуешь?», 1892, Музей
изобразительных искусств, Москва), то среди тропической зелени
(«Таитянка с плодом манго», 1892, Музей искусств, Балтимор). Таитянские
полотна праздничны по цвету, уподобляясь ярким декоративным панно
(«Таитянские пасторали», 1892, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В 1893 году Гоген возвращается во Францию, едет в Бретань, осваивает
технику гравюры на дереве, однако в1895 году вновь возвращается на
остров. Он переживает тяжелый кризис, его мучают сомнения, и картины
нередко отражают тревожное состояние его души: «Невермор» (1897,
Институт Курто, Лондон); «Материнство» (1896, коллекция Рокфеллера,
Нью-Йорк); большая композиция «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем?»
(1897, Музей искусств, Балтимор). Порой вера в жизнь возвращается («Сбор
плодов», 1899, Музей изобразительных искусств, Москва). В 1901 году он
переезжает в Атуону (Маркизские о-ва), продолжает работать, несмотря на
болезнь («Золото их тел», 1901, Музей Орсе, Париж). На этом острове 8
мая 1903 года Поль Гоген скончался. |