Николай Ге - русский
живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Николай
Николаевич Ге родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика.
В 1850 году Николай Ге поступил в Академию художеств, предварительно
проучившись на физико-математическом факультете - год в Киевском
университете и год в Петербургском. Академию художеств он закончил в
1857 году и за картину "Саул у Аэндорской волшебницы", образцовое
произведение академической живописи, получил большую золотую медаль,
звание классного художника 1-й степени и право на зарубежное
пенсионерство. За шесть лет пенсионерства Ге побывал в Германии,
Швейцарии, Франции и с 1860 года обосновался в Италии. Он неустанно
работал: писал портреты, пейзажи и делал эскизы к историческим картинам
из жизни Древнего Рима и средневековья. В Петербург он вернулся в 1863
году с картиной "Тайная вечеря". Она вызвала горячий интерес:
евангельский сюжет представал в ней как реальное событие, как жестокая
драма отступничества от учителя и раскола среди единомышленников.
Художник явно порывал с канонами академизма, но успех его был настолько
общепризнан (сам Александр II приобрел картину), что Академия художеств пошла на
компромисс, присвоив ему звание профессора исторической и портретной
живописи.
На следующий год Ге снова уехал в Италию и провел там еще несколько лет,
продолжая трудиться над евангельскими сюжетами, пейзажами и портретами.
В частности, написал "Портрет А. И. Герцена" (1867) - эту работу,
возвращаясь в Петербург в 1870 году, Ге провез с собою тайно (имя
Герцена было еще под запретом). По приезде он сразу включился в
художественную, общественную и духовную жизнь столицы, стал одним из
организаторов и руководителей созданного в 1870 году Товарищества
передвижных художественных выставок. В поисках темы Ге обращается к
отечественной истории. Картина "Петр I допрашивает царевича Алексея
Петровича в Петергофе" (1871) вновь принесла ему успех: ее сюжетом опять
был реальный конфликт реальных людей, у каждого из которых своя правда.
Менее удачными оказались другие работы: "Екатерина II у гроба Елизаветы"
(1874) и "Пушкин в селе Михайловском" (1875). Ге тяжело переживал свои
неудачи. Размышляя об их причинах, он разуверился и в собственных
творческих силах, и в смысле художественной деятельности вообще. В 1876
году он приобрел хутор в Черниговской губернии, переселился туда,
занялся сельским хозяйством, освоил ремесло печника. Некоторое время
спустя он близко познакомился с Л. Н. Толстым и сделался приверженцем
его учения, которое воспринял с присущим ему максимализмом. Живопись он
забросил, лишь изредка писал портреты для заработка.
Все же на рубеже 1870-х и 1880-х годов Ге вернулся в искусство. Отныне в
его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он делал только
для портретов, которые писал довольно часто и уступал за очень низкую
цену - с тем чтобы они были доступны любому, даже неимущему. Среди его
портретных работ хрестоматийную известность приобрели изображения
писателей-современников - Салтыкова-Щедрина, Некрасова (обе 1872), Льва
Толстого (1884). Живопись Ге претерпела разительные перемены. Он
отказался не только от канонов академизма, но и от стремления к
исторической конкретности, которая так импонировала его зрителям.
Историю Христа, особенно ее заключительную часть, художник воспринимал
как один из эпизодов вечной борьбы Добра со Злом и неизменного торжества
Зла. Неприглядностью этого торжества он старался поразить зрителя, не
боясь преступить границы художественности, минуя всяческие нормы и
условности. Живопись Ге приобрела лихорадочную и пугающую
взволнованность, что впоследствии дало право называть его
предшественником экспрессионизма - течения, которое возникло позже, да и
не в России.
Трудился Ге мучительно: создавал вариант за вариантом, редко доводил их
до конца, никогда не был доволен сделанным. И сама судьба его картин
складывалась драматично. Картину "Милосердие" (1880) он уничтожил.
Картина же "Выход с тайной вечери" (1889) стала одним из лучших
произведений русской живописи того времени, столь сильно выражено было в
ней волнующе-тревожное настроение. Но эту работу подвергла критике
церковная цензура. Картина «"Что есть истина?". Христос и Пилат» (1890)
была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Суд
синедриона. "Повинен смерти!"» (1892) на академическую выставку не
допустил президент Академии художеств. Картину "Голгофа" (1892) Ге не
закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника. Первый
вариант "Распятия" (1892) он уничтожил. Еще один вариант "Распятия" в
начале 1894 года был запрещен к демонстрации императором Александром
III, и Ге показывал его только у себя на квартире. 13 июня 1894 года
художник умер на своем хуторе. |