Франческо Гварди -
итальянский художник. Франческо Гварди родился 5 октября 1712 года в
Венеции. В четырехлетнем возрасте потерял отца. Первые уроки живописи он
получил у своего брата, талантливого художника Джованни Антонио Гварди.
В начале творческого пути Франческо Гварди обращался главным образом к
религиозной тематике. Он выполнил несколько алтарных композиций в
традициях итальянской барочной живописи. Среди них - "Святой в экстазе",
"Оплакивание" и "Распятие". Интересна созданная Гварди роспись органа
для венецианской церкви Арканджело Рафаэле. В этом произведении художник
изобразил сцены из жизни Товия. Хотя подобный сюжет нередко встречается
в живописи итальянских мастеров, у Гварди этот библейский мотив зазвучал
совершенно по-иному. Художник мастерски передает воздушную среду,
тонкие, почти неуловимые изменения атмосферы. Его композиции полны
мерцающего света, пронизаны влажным и трепещущим морским воздухом.
Гварди - прекрасный колорист: ландшафты в росписях органа кажутся
удивительно живыми и поэтичными благодаря смелым сочетаниям красных,
розовых, золотистых, голубых и серых оттенков и утонченным светотеневым
переходам. К раннему творчеству Гварди относится полотно "Александр
перед телом Дария", являющееся свободной копией с композиции
итальянского мастера XVII в. Ланджетти. Вместо спокойной классической
античной сцены перед зрителем предстает полное динамики и жизненной
энергии изображение. В 1740-е гг. под влиянием Каналетто и М. Мариески,
рисунки которых были образцом для копий Гварди, художник обращается к
жанру архитектурного пейзажа.
После смерти Джованни Антонио в 1760-х гг. Франческо Гварди становится
руководителем мастерской своего старшего брата. В 1763 году в Венеции
проходили праздники по случаю вступления в должность дожа Альвизе IV
Мочениго. Гварди исполнил двенадцать ведут, посвященных этому
знаменательному событию ("Площадь Св. Марка в день ярмарки"). Хотя
художник использовал для своих картин композиции, созданные Каналетто,
это нисколько не умаляет ценности его полотен, которые, в отличие от
строгих и сухих ведут, кажутся воздушными и живыми. Своего расцвета
искусство Гварди достигло в 1770-е гг. Объектом его внимания становятся
здания и площади города, каналы и морские лагуны, тихие улочки и бедные
городские окраины. В пейзажах 1770-1780-х гг. перед зрителем предстает
будничная Венеция. Художник придает реалистичным и правдивым видам
города лирическое звучание, превращая прозаическую ведуту в прекрасный,
полный поэзии пейзаж ("Венецианский дворик"). Характерным для творчества
Гварди является такой прием, как свободные вариации на одну и ту же тему
- т. н. каприччо ("Каприччо с пульчинеллами", "Каприччо с каналом"). Он
пишет венецианский вид в различное время суток, находя в обычном пейзаже
черты, которые не замечал раньше. Иногда один ландшафт приобретает в
разных картинах то лирическое, то романтическое звучание. В 1782 году
Гварди исполнил два живописных цикла, получившие общее название
"Празднества". Первый, состоявший из четырех композиций, был посвящен
приезду в Венецию Папы Пия VI, второй включал пять полотен и являлся
откликом на визит в Венецию наследника русского престола Павла Петровича
("Бал в театре Сан-Бенедетто", "Банкет", "Праздник на площади Св.
Марка", "Торжественный концерт"). Одна из лучших картин этого цикла -
"Торжественный концерт". Художник удивительно точно подметил дух
галантного празднества, витающий в огромном зале, в котором играет
женский скрипичный оркестр. Зрителю, стоящему перед картиной Гварди,
слышится музыка, наполняющая озаренный свечами зал. Легкими и свободными
мазками художник пишет фигуры нарядно одетых кавалеров и дам в роскошных
платьях, сверкающих серебристо-серыми, голубыми, розовыми, красными и
желтыми красками. Большой интерес представляет полотно "Подъем
воздушного шара в Венеции", написанное Гварди в 1784 году по заказу
прокуратора республики. Художник изображает это необычное событие на
фоне венецианского пейзажа с морской лагуной, по которой плывут лодки.
Зрители, наблюдающие за воздушным шаром, расположились в тени каменного
навеса, поддерживаемого высокими колоннами.
Позднее творчество Гварди говорит о стремлении мастера к лаконичности и
обобщенности изобразительных средств. В такой манере написана
замечательная картина "Венецианская лагуна" (ок. 1790), сдержанная по
колориту, но разнообразная по цветовым оттенкам. В ней нет ничего
лишнего - только гладкий морской залив, по которому рассеяны гондолы.
Но, несмотря на кажущуюся простоту и безыскусность, полотно удивительно
поэтично, его пространство наполнено теплым морским воздухом и светом
ласкового южного солнца. Виднеющиеся на горизонте светлые силуэты
церквей и городских построек кажутся зыбкими, но в то же время
удивительно реальными. Умер Франческо Гварди в Венеции 1 января 1793
года. |