Elite-Home

Франческо Гварди

На главную ║ Назад    Великие художники

File:Pietro Longhi 055.jpg

Франческо Гварди (Francesco Guardi)

 

   Франческо Гварди - итальянский художник. Франческо Гварди родился 5 октября 1712 года в Венеции. В четырехлетнем возрасте потерял отца. Первые уроки живописи он получил у своего брата, талантливого художника Джованни Антонио Гварди. В начале творческого пути Франческо Гварди обращался главным образом к религиозной тематике. Он выполнил несколько алтарных композиций в традициях итальянской барочной живописи. Среди них - "Святой в экстазе", "Оплакивание" и "Распятие". Интересна созданная Гварди роспись органа для венецианской церкви Арканджело Рафаэле. В этом произведении художник изобразил сцены из жизни Товия. Хотя подобный сюжет нередко встречается в живописи итальянских мастеров, у Гварди этот библейский мотив зазвучал совершенно по-иному. Художник мастерски передает воздушную среду, тонкие, почти неуловимые изменения атмосферы. Его композиции полны мерцающего света, пронизаны влажным и трепещущим морским воздухом. Гварди - прекрасный колорист: ландшафты в росписях органа кажутся удивительно живыми и поэтичными благодаря смелым сочетаниям красных, розовых, золотистых, голубых и серых оттенков и утонченным светотеневым переходам. К раннему творчеству Гварди относится полотно "Александр перед телом Дария", являющееся свободной копией с композиции итальянского мастера XVII в. Ланджетти. Вместо спокойной классической античной сцены перед зрителем предстает полное динамики и жизненной энергии изображение. В 1740-е гг. под влиянием Каналетто и М. Мариески, рисунки которых были образцом для копий Гварди, художник обращается к жанру архитектурного пейзажа.
   После смерти Джованни Антонио в 1760-х гг. Франческо Гварди становится руководителем мастерской своего старшего брата. В 1763 году в Венеции проходили праздники по случаю вступления в должность дожа Альвизе IV Мочениго. Гварди исполнил двенадцать ведут, посвященных этому знаменательному событию ("Площадь Св. Марка в день ярмарки"). Хотя художник использовал для своих картин композиции, созданные Каналетто, это нисколько не умаляет ценности его полотен, которые, в отличие от строгих и сухих ведут, кажутся воздушными и живыми. Своего расцвета искусство Гварди достигло в 1770-е гг. Объектом его внимания становятся здания и площади города, каналы и морские лагуны, тихие улочки и бедные городские окраины. В пейзажах 1770-1780-х гг. перед зрителем предстает будничная Венеция. Художник придает реалистичным и правдивым видам города лирическое звучание, превращая прозаическую ведуту в прекрасный, полный поэзии пейзаж ("Венецианский дворик"). Характерным для творчества Гварди является такой прием, как свободные вариации на одну и ту же тему - т. н. каприччо ("Каприччо с пульчинеллами", "Каприччо с каналом"). Он пишет венецианский вид в различное время суток, находя в обычном пейзаже черты, которые не замечал раньше. Иногда один ландшафт приобретает в разных картинах то лирическое, то романтическое звучание. В 1782 году Гварди исполнил два живописных цикла, получившие общее название "Празднества". Первый, состоявший из четырех композиций, был посвящен приезду в Венецию Папы Пия VI, второй включал пять полотен и являлся откликом на визит в Венецию наследника русского престола Павла Петровича ("Бал в театре Сан-Бенедетто", "Банкет", "Праздник на площади Св. Марка", "Торжественный концерт"). Одна из лучших картин этого цикла - "Торжественный концерт". Художник удивительно точно подметил дух галантного празднества, витающий в огромном зале, в котором играет женский скрипичный оркестр. Зрителю, стоящему перед картиной Гварди, слышится музыка, наполняющая озаренный свечами зал. Легкими и свободными мазками художник пишет фигуры нарядно одетых кавалеров и дам в роскошных платьях, сверкающих серебристо-серыми, голубыми, розовыми, красными и желтыми красками. Большой интерес представляет полотно "Подъем воздушного шара в Венеции", написанное Гварди в 1784 году по заказу прокуратора республики. Художник изображает это необычное событие на фоне венецианского пейзажа с морской лагуной, по которой плывут лодки. Зрители, наблюдающие за воздушным шаром, расположились в тени каменного навеса, поддерживаемого высокими колоннами.

   Позднее творчество Гварди говорит о стремлении мастера к лаконичности и обобщенности изобразительных средств. В такой манере написана замечательная картина "Венецианская лагуна" (ок. 1790), сдержанная по колориту, но разнообразная по цветовым оттенкам. В ней нет ничего лишнего - только гладкий морской залив, по которому рассеяны гондолы. Но, несмотря на кажущуюся простоту и безыскусность, полотно удивительно поэтично, его пространство наполнено теплым морским воздухом и светом ласкового южного солнца. Виднеющиеся на горизонте светлые силуэты церквей и городских построек кажутся зыбкими, но в то же время удивительно реальными. Умер Франческо Гварди в Венеции 1 января 1793 года.
   Источник: http://www.art-data.ru/.

"Дамский концерт в честь графов Северных", около 1782 год

"Вид на церковь Сан Джордже Маджоре в Венеции", 1775-1780 года

"Аллегория Веры", 1747 год

"Венеция. Ридотто с танцующими и беседующими фигурами в масках", 1750-е годы

 

На главную ║ Назад    Великие художники

Рейтинг@Mail.ru