Врубель - русский художник.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, в семье
офицера. Учился в петербургской АХ (1880-1884) у П. П. Чистякова.
Неоднократно бывал в Италии и Франции, посетил Германию, Грецию,
Швейцарию. Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге, Врубель в своём
творчестве обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским
вопросам о добре и зле, о месте человека в мире. Но в условиях сложного
и противоречивого развития русской художественной культуры конца 19 -
начала 20 вв. стремление решить эти вопросы приводило Врубеля, стоявшего
в стороне от общественной борьбы своей эпохи и не видевшего реальных
путей преодоления острых противоречий буржуазной действительности, к
мучительным поискам выхода лишь во внутренней, духовной жизни человека.
Это придаёт творчеству Врубеля, как и творчеству ряда других русских
художников конца 19 - начала 20 вв., субъективные, индивидуалистические,
а порой и мистически-болезненные черты, что вызывало ожесточённую
полемику по поводу его произведений в различных кругах русского
общества.
Врубель обращался к романтике средневековья и Возрождения, к античной
мифологии и русской сказке; в его произведениях нередки элементы
загадочности, таинственности, характерные и для поэзии раннего русского
символизма. Разносторонность художественного творчества как выражение
мечты соединить искусство с жизнью, поиски высокого монументального
стиля и национальной формы в искусстве, приверженность к орнаментальным
ритмически усложнённым решениям придают произведениям Врубеля
характерные черты стиля "модерн". Это особенно свойственно некоторым
панно (например, триптих "Фауст" для дома А. В. Морозова в Москве, 1856,
Третьяковская гал.; "Утро", 1897, Рус. музей, Ленинград). Однако
творчество Врубеля гораздо шире и символизма, и стиля "модерн".
Стремление создать сложную картину мира, в котором всё взаимосвязано и
одушевлено, а за привычным обликом предметов таится своя особая и
напряжённая жизнь, приводит к органическому слиянию в произведениях
Врубеля мира человеческих чувств и мира природы ("Пан", 1899, "К ночи",
1900, "Сирень", 1900,- все в Третьяковскбй гал.). В 1884-1889 Врубель
жил в Киеве, где создал иконы и ряд стенных росписей (в т. ч. композицию
над хорами "Сошествие святого духа", масло, 1884) в Кирилловской церкви,
эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (в т. ч. четыре
варианта композиции "Надгробный плач" - все акварель, графитный
карандаш, Киевский музей рус. иск-ва), портрет-картину "Девочка на фоне
персидского ковра" (1886, там же).
В поисках большей духовности, монументальности и пластической
выразительности произведений Врубель обращается к опыту классического
искусства. Однако он далёк от стилизации или подражания. В характерной
манере Врубеля, живописца и рисовальщика, творчески преломились
декоративность и обострённая экспрессия византийского и древнерусского
искусства, цветовое богатство венецианской живописи. Резкий, ломающийся
штрих, сопоставление нескольких планов в изображении предмета,
расчленение объёма на множество взаимосвязанных пересекающихся граней и
плоскостей, широкий мозаичный мазок, лепящий форму, напоминающее витраж
горение красок и эмоциональные цветовые сочетания становятся в
творчестве Врубеля (окончательно манера Врубеля сложилась в нач. 1890-х
гг.) пластическими средствами выражения того тревожного и драматического
восприятия мира, которое во многом определяет своеобразие его
творчества. В творчестве Врубеля киевского периода впервые проявилось
характерное для Врубеля противоречие между мечтой о художеств,
преображении мира, о воплощении высокого и прекрасного в человеке в
величавых образах монументального искусства и буржуазной
действительностью, которая не давала Врубелю возможности средствами
своего искусства утверждать гуманистические идеалы (величественные
монументальные замыслы Врубеля не были осуществлены, он выполнял лишь
панно для буржуазных особняков).
С тягой Врубеля к монументальному искусству связаны декоративные поиски,
которые определяют его творчество в 1890-е гг., когда Врубель,
переселившись в Москву (в конце 1889), вошёл в абрамцевский
художественный кружок мецената С. И. Мамонтова. В эти годы Врубель
выполняет панно и станковые произведения ("Венеция", 1893, Рус. музей;
"Испания", ок. 1894 и "Гадалка", 1895,- оба в Третьяковской гал.),
участвует в оформлении спектаклей (опер Н. А. Римского-Корсакова
"Садко", 1897, "Царская невеста", 1899, "Сказка о царе Салтане", 1900,-
все в Моск. частной русской опере С. И. Мамонтова), создаёт эскизы
архитектурных деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской
керамической мастерской ("Египтянка", "Мизгирь", "Купава"- все
1899-1900, Третьяковская гал.), выступает в роли архитектора (проект
фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской ул. в Москве, 1891) и
мaстepa прикладного искусства. В эти же годы Врубель работает над
иллюстрациями к произведениям М. Ю. Лермонтова ("Измаил-бей", акварель,
белила, тушь, сепия, Третьяковская гал. и Лит. музей, Москва, и "Герой
нашего времени", акварель, белила, Третьяковская гал.,- все 1890-1891).
Главной темой творчества Врубеля в моcковский период стала тема Демона.
В "Демоне" (1890, Третьяковская гал.) и иллюстрациях к одноименной поэме
М. Ю. Лермонтова (акварель, белила, 1890-1891, Третьяковская гал., Рус.
.музей и др. собрания) Врубель в символической форме ставит "вечные"
вопросы добра и зла, выдвигает свой идеал своеобразно понятой
героической личности, бунтаря, не приемлющего обыденность и
несправедливость действительности, трагически ощущающего своё
одиночество. Эпоха тяжёлых социальных противоречий и общественного
разлада, бунтарские настроения предреволюционной поры - всё это
оказывало воздействие на работу Врубеля над темой Демона, которая
завершилась "Демоном поверженным" (1902, Третьяковская галерея).
Необычность изломанных форм "Демона поверженного" подчёркивает его
гибель, обречённость, а также отражает огромное внутреннее напряжение
художника, его лихорадочные поиски образа подлинно трагедийной силы.
Врубель исполнил ряд портретов, отличающихся философской глубиной
образа, стремлением подчеркнуть необычное в модели (портреты С. И.
Мамонтова, 1897, К. Д. Арцыбушева, 1897, Н. И. Забелы-Врубель, 1898,-
все в Третьяковской гал.; портрет сына, акварель, белила, графитный
карандаш, 1902, Русский музей).
В 1900-е гг. творчество Врубеля приобретает характер трагической
исповеди, в нём нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм, а
порой и черты болезненного надлома (с 1902 Врубель страдал тяжёлой
душевной болезнью и в 1906 ослеп). В эти годы лучшими произведениями
Врубеля становятся графические портреты, замечательные острой
проницательностью характеристик и конструктивной чёткостью построения
форм (портрет Ф. А. Усольцева, карандаш, 1904, частное собрание, Москва;
"После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель", пастель, уголь, 1905,
портрет В. Я. Брюсова, уголь, сангина, мел, 1906,-оба в Третьяковской
гал.). Человеческая одухотворённость свойственна и сравнительно
немногочисленным у Врубеля пейзажным работам ("Дерево у забора",
графитный карандаш, 1903-1904, Третьяковская гал.), натюрмортам
("Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан", графитный карандаш, Русский
музей, Ленинград).
Умер Михаил Александрович Врубель 14 апреля 1910 года в Петербурге. |