Веласкес - испанский
художник. Диего Родригес Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе
Севилье (Испания), в семье крещёных португальских евреев. Учился
живописи в родном городе у Франсиско Эрреры-Старшего (Francisco de
Herrera) и у Франсиско Пачеко (Francisco Pacheco), на дочери которого
Хуане Миранде он женился в 1618 году. Молодой художник приобрёл в
Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Его учитель Пачеко, а также
друзья и земляки старались помочь его карьере. В 1622 году он был в
первый раз отправлен в Мадрид. Но несмотря на то, что земляки,
державшиеся в столице вместе, пытались ему помочь, предстать перед
королевскими очами ему не удалось.
Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Но не успел он пробыть дома
и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего
королевским капелланом. Он писал ему, что придворный живописец Родриго
де Вильяндрандо умер, и место стало вакантно. Веласкес стремительно
отправился ко двору, остановился в доме своего друга капеллана и написал
его портрет. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда
(королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату - кардиналу-инфанту,
уступить очередь позирования. Так Веласкес наконец получил возможность
показать себя. Картина произвела фурор («Портрет Филиппа IV с
прошением», 1623, не сохранилась). Веласкесу выплатили гонорар, затем
назначили ренту, а также приняли на должность придворного художника.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованного
Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
В июле 1629 года художник в сопровождении генерала Спинолы, только что
назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покинул Мадрид.
Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность
королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и, плюс к тому,
что его спутником был генерал - всё это вызывало раздражение у
подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским
шпионом. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и
задевала художника - но не более того, поскольку главную цель своего
путешествия он заранее определил как «совершенствование
профессионального мастерства». Знакомство с творениями великих
итальянских художников оказало влияние на стиль живописца - он сделался
более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим
натуру в ярком освещении. В конце августа 1629 года Веласкес прибыл в
Геную. Оттуда он направился в Милан, а затем - в Венецию. Именно в
Венеции художник столкнулся с наиболее яростным неприятием итальянцами
испанцев как таковых, и в октябре 1629 года спешно покинул город и
устремился в г.Рим, где, в случае чего, можно было рассчитывать на
заступничество Папы. В Вечном Городе художник пробыл до конца следующего
года.
В 1634 году знаменитый художник получил почётное звание королевского
гардеробмейстера, в 1643 году - камердинера, в 1642-1644 гг. он
сопровождал короля в его походе на Арагон.
Второй поездке Веласкеса в Италию (1649-1651) сопутствовал традиционный
успех. Портрет его ученика мулата Хуана Парехи (1644-50; Нью-Йорк,
Метрополитен-музей) был восторженно встречен в римских художественных
кругах. Веласкес был избран членом римской Академии св. Луки и общества
виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X (1650, галерея
Дориа-Памфили, Рим), необычайно смелый по откровенности образ (принимая
его, Иннокентий Х воскликнул: «Слишком правдиво!») стал самым знаменитым
созданием Веласкеса за пределами Испании; в Риме его без конца
копировали.
1650-е гг. - время самых высоких творческих свершений Веласкеса.
Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок отмечены поздние
женские и детские портреты особ королевского дома (королева Марианна
Австрийская, ок. 1649, Прадо; инфанта Мария Тереза, 1651, собрание
Леман, Нью-Йорк; 1653 Музей истории искусства, Вена; инфанта Маргарита,
1653; 1659, там же; 1656, Лувр; 1660, Прадо; инфант Филипп Просперо,
1659, Музей истории искусства, Вена). Глубокой психологической
характеристикой отмечен портрет стареющего Филиппа IV (1655-56, Прадо,
авторское повторение в Национальной галерее в Лондоне).
Главные создания Веласкеса позднего периода - крупномасштабные
композиции «Менины» («Фрейлены», 1656, в инвентарях 17 и 18 вв. картина
обозначалась как «Семья», «Семья Филиппа IV»), «Пряхи» (1657) - обе в
Прадо. В «Менинах», картине, наполненной движением пространственных
планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта (девочка
инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент
исполнения портрета королевской четы, отраженной в зеркале в глубине
зала) предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве
ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Картина построена на сложном
переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых
оттенков и образных сопоставлений. В столь же многоплановой по замыслу
картине «Пряхи» сцена в королевской ковровой мастерской с фигурами прях
на первом плане запечатлевает как бы целый мир, выступающий в единстве и
реальности мечты, повседневной жизни и мифа о греческой мастерице
Арахне. Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте,
органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы
вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции.
Умер Диего Веласкес 6 августа 1660 года в Мадриде. |