Elite-Home

Виктор Михайлович Васнецов

На главную ║ Назад    Великие художники

Виктор Михайлович Васнецов (Viktor Mikhailovich Vasnetsov)

 

   Васнецов - русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты. Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862-1867), затем в Петербурге, в рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (где в 1867-1868 его наставником был И.Н.Крамской) и Академии художеств (1868-1875). Был членом «Товарищества передвижников». Молодой Васнецов всецело следовал традициям передвижнического бытописания, - таковы его образы обедневшей старой четы, перебирающейся «с квартиры на квартиру» (в одноименной картине 1876, Третьяковская галерея), либо припозднившихся картежников (Преферанс, 1879, там же).
   С годами его все более увлекают поиски национально-исторической самобытности в искусстве, - те поиски, что приводят к рождению особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Васнецов совершенно преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в волнующую атмосферу поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Среди этих живописных былин и сказок - картины "Витязь на распутье" (1878, Русский музей, Петербург), "После побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам "Слова о полку Игореве", 1880), Аленушка (1881), "Три богатыря" (1881-1898), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897; все картины - в Третьяковской галерее). Некоторые из этих произведений (к примеру, "Три царевны подземного царства", 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки А.Н.Островского Снегурочка на домашней сцене С.И.Мамонтова в Абрамцево (1881–1882) и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова (1885). Принципы "русского стиля" мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881-1882) и "Избушка на курьих ножках" (1883), а в Москве - памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906).

   Своей хмурой экспрессией впечатляет панно "Каменный век" (1883-1885), исполненное художником для Исторического музея. Самым же значительным его монументально-декоративным свершением явились росписи киевского Владимирского собора (1885-1896); в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. Ужасы революционного террора толкают художника в лагерь крайних консерваторов: после 1905 года он примыкает к "Союзу русского народа", оформляя своими славянскими орнаментами издания "союзников". Живописные аллегории "Царевна-Лягушка" (1901-1918) и "Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем" (1913-1918; обе работы - в его Дом-музее) выражают его печальные раздумья по поводу текущей политики.
   Умер Васнецов в Москве 23 июля 1926 года.
   Источник: http://www.krugosvet.ru/.

"Три богатыря", 1898 год

"Кащей Безсмертный", 1926 год

"Витязь на распутье", 1878 год

"Аленушка", 1881 год

 

На главную ║ Назад    Великие художники

Рейтинг@Mail.ru