Васнецов - русский
художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты. Виктор
Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе
Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Учился в
духовной семинарии в Вятке (1862-1867), затем в Петербурге, в
рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (где в
1867-1868 его наставником был И.Н.Крамской) и Академии художеств
(1868-1875). Был членом «Товарищества передвижников». Молодой Васнецов
всецело следовал традициям передвижнического бытописания, - таковы его
образы обедневшей старой четы, перебирающейся «с квартиры на квартиру»
(в одноименной картине 1876, Третьяковская галерея), либо
припозднившихся картежников (Преферанс, 1879, там же).
С годами его все более увлекают поиски национально-исторической
самобытности в искусстве, - те поиски, что приводят к рождению особого
«русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Васнецов
совершенно преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы
Средневековья в волнующую атмосферу поэтической легенды или сказки;
впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших
полотен. Среди этих живописных былин и сказок - картины "Витязь на
распутье" (1878, Русский музей, Петербург), "После побоища Игоря
Святославича с половцами" (по мотивам "Слова о полку Игореве", 1880),
Аленушка (1881), "Три богатыря" (1881-1898), "Царь Иван Васильевич
Грозный" (1897; все картины - в Третьяковской галерее). Некоторые из
этих произведений (к примеру, "Три царевны подземного царства", 1881,
там же) представляют уже типичные для модерна декоративные
картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Тот же мир оживал в
новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке
пьесы-сказки А.Н.Островского Снегурочка на домашней сцене С.И.Мамонтова
в Абрамцево (1881–1882) и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова в
Московской частной русской опере С. И. Мамонтова (1885). Принципы
"русского стиля" мастер развивал также в области архитектуры и дизайна:
по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были
возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881-1882) и "Избушка на курьих
ножках" (1883), а в Москве - памятный крест на месте убийства великого
князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской
власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и
фасад Третьяковской галереи (1906).
Своей хмурой экспрессией впечатляет панно "Каменный век" (1883-1885),
исполненное художником для Исторического музея. Самым же значительным
его монументально-декоративным свершением явились росписи киевского
Владимирского собора (1885-1896); в них Васнецов стремился обновить
византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. Ужасы
революционного террора толкают художника в лагерь крайних консерваторов:
после 1905 года он примыкает к "Союзу русского народа", оформляя своими
славянскими орнаментами издания "союзников". Живописные аллегории
"Царевна-Лягушка" (1901-1918) и "Бой Добрыни Никитича со Змеем
Горынычем" (1913-1918; обе работы - в его Дом-музее) выражают его
печальные раздумья по поводу текущей политики.
Умер Васнецов в Москве 23 июля 1926 года. |