Виллем ван Гог - всемирно
известный нидерландский художник-постимпрессионист. Винсент Виллем ван
Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт в провинции
Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы.
Сын пастора. В 1869-1876 гг. служил комиссионером художественно-торговой
фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 году - учителем в
Англии. Занявшись изучением теологии, в 1878-1879 гг. был проповедником
в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров; защита их
интересов привела ван Гога к конфликту с церковными властями.
В 1880-х годах ван Гог обращается к искусству: посещает АХ в Брюсселе
(1880-81) и в Антверпене (1885-1886), пользуется советами А. Мауве в
Гааге. Ван Гог с увлечением рисует обездоленных людей - шахтёров
Боринажа, а позже - крестьян, ремесленников, рыбаков, жизнь которых он
наблюдал в Голландии в 1881-1885 гг. В 30-летнем возрасте ван Гог
начинает заниматься живописью и создаёт обширную серию картин и этюдов,
выполненных в тёмных, мрачных тонах и проникнутых горячим сочувствием к
простым людям ("Крестьянка", 1885, Гос. музей Крёллер-Мюллер, Оттерло;
"Едоки картофеля", 1885, фонд В. ван Гога, Амстердам). Развивая традиции
критического реализма 19 века, прежде всего творчества Ж. Ф. Милле, ван
Гог соединял их с эмоционально-психологической напряжённостью образов,
болезненно чутким восприятием страданий и подавленности людей.
В 1886-1888 гг., живя в Париже, ван Гог посещает частную студию;
одновременно он изучает пленэрную живопись импрессионистов и японскую
гравюру, приобщается к исканиям А. Тулуз-Лотрека, П. Гогена. В этот
период тёмная палитра постепенно уступала место сверканию чистых
голубых, золотисто-жёлтых и красных тонов, всё свободнее и динамичнее
становился мазок ("Мост через Сену", 1887, фонд В. ван Гога, Амстердам;
"Портрет папаши Танги", 1887, Музей Родена, Париж).
Переезд ван Гога в 1888 в Арль открывает период его зрелости. Здесь
вполне определилось своеобразие живописной манеры художника, который
выражал своё отношение к миру и своё эмоциональное состояние, используя
контрастные сочетания цвета и свободный пастозный мазок. Пламенное
чувство, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и страх перед
враждебными человеку силами находят воплощение то в пейзажах, сияющих
радостными, солнечными красками юга ("Жатва. Долина Ла-Кро", "Рыбачьи
лодки в Сент-Мари", оба-1888, фонд В. ван Гога, Амстердам), то в
зловещих образах страшного мира, где человек подавлен одиночеством и
беспомощностью ("Ночное кафе", 1888, частное собрание, Нью-Йорк).
Динамика цвета и длинных извилистых мазков наполняет одухотворённой
жизнью и движением не только природу и населяющих её людей ("Красные
виноградники в Арле", 1888, Музей изобразит, искусств им. А. С. Пушкина,
Москва), но и каждый неодушевлённый предмет ("Спальня ван Гога в Арле",
1888, фонд В. ван Гога, Амстердам).
Напряжённая работа ван Гога в последние годы его жизни осложнялась
приступами душевной болезни, которая привела художника к трагическому
конфликту с Гогеном, также приехавшим в Арль; ван Гог попадает в
больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889-1890) и в Овере-сюр-Уаз (1890),
где кончает жизнь самоубийством.
Творчество двух последних лет жизни ван Гога отмечено экстатической
одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний,
ритма и фактуры, резкими сменами настроений - от исступленного отчаяния
("У врат вечности", 1890, Гос. музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и безумных
визионерских порывов ("Дорога с кипарисами и звёздами", 1890, там же) до
трепетного чувства просветления и умиротворённости ("Пейзаж в Овере
после дождя", 1890).
Творчество ван Гог отразило сложный, переломный момент в истории
европейской культуры. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому
трудовому человеку. Вместе с тем оно выразило с огромной искренностью
кризис буржуазного гуманизма и реализма 19 века, болезненно мучительные
поиски духовных нравственный ценностей. Отсюда особая творческая
одержимость ван Гога, его порывистая экспрессия и трагич. пафос; ими
определяется особое место ван Гога в искусстве постимпрессионизма, одним
из главных представителей которого он стал. |