Вазари - итальянский
живописец, архитектор и писатель, основоположник современного
искусствознания. Джорджо Вазари родился 30 июля 1511 года в Ареццо
(Италия). Отец Вазари, Антонио, работал гончаром. Первым учителем
Вазари, когда ему ещё не было двенадцати лет, стал французский художник
Гильом де Марсилья, расписывавший витражи церкви в Ареццо. В 1524 году
он жил во Флоренции, учился у Андреа дель Сарто, Микеланджело и Баччо
Бандинелли. Молодому Вазари покровительствовали Александр и Ипполит
Медичи, которые вскоре были вынуждены покинуть Флоренцию. Вазари
вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески.
Известный в то время скульптор, живописец и архитектор Россо, находясь в
Ареццо, дал несколько советов молодому Вазари. В благодарность Вазари
впоследствии подробно описал жизнь и труды своего наставника в своём
сочинении. Вазари выполнил картину по рисункам Россо. Вазари в эти годы
нуждался в деньгах. Его отец умер, и он заботился о своих трёх сестрах и
двух братьях. Некоторое время Вазари обучался золотому и серебряному
ремеслу, которое в то время считалось искусством. Флоренция, где он уже
несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529 году,
что заставило Вазари переехать в Пизу, и там он снова предался живописи;
в это время ему было только 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по
Италии и поисков работы; при этом он счастливо встретился с одним из
первых своих покровителей, Ипполитом Медичи, который взял его с собой в
Рим, где Вазари стал неутомимо и настойчиво трудиться, и вскоре получил
от своего покровителя заказ написать картину «Венера и Грации».
Когда Карл V (1531) восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари
вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи. Во
дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Александра, а
также преподавал архитектуру и декор. Один из первых случаев выказать
свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим
(1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки. В это
время Вазари написал для монастыря св. Клары в Ареццо картину
«Благовещение». В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом
(La salutation angelique), возможно, это и есть «Благовещение» из
Ареццо.
В 1537 году Александр Медичи был злодейски убит, и Вазари снова остался
без покровителя. Несмотря на свой юный возраст, Вазари уже приобрел
большую известность и стал получать различные приглашения. После многих
поездок он в 1540 году работал в Болонье над картиной «Трапеза св.
Григория». По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Эта
картина и теперь находится в Болонье. Все лица этой картины - портреты
современников Вазари, их имена указаны в его книге.
Живопись Вазари представляет собой яркий образец тосканского маньеризма.
Первая дошедшая до нас картина Вазари - «Погребение Иисуса» (1532,
дом-музей Вазари в Ареццо). Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и
пользовался помощью многих молодых художников, имена которых тоже
сохранились. В собственном жизнеописании он описывал все свои работы в
самых мелких подробностях. Несмотря на то, что Вазари был хорошим
художником, в его фигурах встречаются неправильности. Его картины
написаны в холодной цветовой гамме.
Успех Вазари в архитектуре был переменчив. Вазари был талантлив в
декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Он неудачно
перестроил несколько зданий, не сумев сохранить единство архитектурного
образа. Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой
и оригинальностью. Здание для папы Юлия III в Риме и здание Уффици во
Флоренции, начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного
таланта. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей
св. Стефана в Пизе и многое другое.
Самой большой заслугой Вазари считается его монументальный труд
«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Le
Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»), который был
окончен в 1550 году. Вторым дополненным изданием с приложением портретов
знаменитых художников книга вышла в 1568 году.
Без ценных сведений, содержащихся в «Жизнеописании…» в истории
итальянского искусства был бы большой пробел. Вазари в своей книге
подробно повествует о собственном творчестве и не стесняется отдавать
должное своему таланту живописца и архитектора. Более поздние издания,
снабженные комментариями разных авторов, неоднократно выходили за
прошедшие десятилетия. В 1878 году сочинение Вазари вышло во Флоренции
под редакцией Миланези. Сочинение Вазари переведено на французский и
немецкий языки.
К своему монументальному сочинению о современных ему деятелях искусства,
которое Вазари посоветовали написать, он отнёсся очень добросовестно.
Когда часть рукописи была готова, он передал её Аннибале Каро, который
помог ему своими замечаниями и посоветовал довести работу до конца.
Позднее монах Маттео Фаэтани, обладавший литературным образованием, по
поручению Вазари сделал существенные поправки в ней. Поэтому книга была
окончена только в 1550 году. Но и тогда Вазари не был доволен ею и
продолжал собирать дополнительные сведения из жизни и творчества
художников-современников. Только через 18 лет после первого издания, его
сочинение приняло окончательный вид, в котором и дошло до нашего
времени. Это второе издание украшено портретами художников.
Умер Вазари во Флоренции 27 июня 1574 года. |