Фрэнсис Бэкон - английский
художник. Френсис Бэкон родился 28 октября 1909 года в Дублине,
Ирландия. Его отец объезжал лошадей и готовил их к скачкам. Он был
потомком знаменитого философа Фрэнсиса Бэкона. Свое образование Френсис
в основном получил дома у частных учителей, так как страдал астмой.
Когда ему было шестнадцать лет, родители узнали, что он имел
гомосексуальные контакты с некоторыми конюхами из их конюшни. Когда его
поймали за примеркой нижнего белья матери, то выгнали из дома. Он уехал
в Лондон, где увлекся сценическим искусством. Австралийский художник Рой
де Мейстре, который был на шестнадцать лет старше Бэкона, стал его
любовником и учителем. В 1930 году они вместе устроили выставку в гараже
в Южном Кенсингтоне, который Бэкон использовал как студию. В течение
нескольких следующих лет Бэкон курсировал между Лондоном, Парижем и
Берлином, появляясь в барах для трансвеститов с некоторыми гангстерами и
бандитами, писал картины, продавал мебель и ковры собственного дизайна.
От того периода его творчества осталось очень немногое, так как он
уничтожил основную часть своих ранних работ, предпочитая жить в более
или менее полной безвестности. На выставке в 1945 году экспонировался
его триптих "Три стадии образа на основе распятия", который шокировал
мир искусства.
В очень многих его картинах были использованы работы старых мастеров.
Его серия "Орущие Папы", например, из которых самая известная работа
"Изучение Папы Иннокентия Х Веласкеса" исказила оригинальные образы
испанского художника XVII века Диего Веласкеса до неузнаваемости, придав
им ужасающие, шокирующе экспрессивные формы нашего темного столетия. На
одной из этих картин визжащий понтифик был заключен в стеклянную клетку.
На другой - на него с фланга нападает обглоданная туша быка, этот сюжет
был позаимствован у Рембрандта. Хотя в его картинах прослеживается
влияние Пикассо, сюрреализма и немецкого экспрессионизма, Бэкон всегда
утверждал, что он просто реалист: "Ничто не может быть ужаснее, чем сама
жизнь". Бэкон описывал технику своего письма таким образом: "Вы не
можете себе представить, как безнадежность в работе может заставить
просто взять краску и делать все, что угодно, чтобы выбраться из рамок
сотворения иллюстративного образа любого типа".
Звезда Бэкона загорелась на небосклоне английской художественной жизни в
1945 году, когда на выставке в лондонской галерее Лефевр появился его
большой триптих "Распятие": на кирпично-красном фоне три антропоморфных
существа извивались в конвульсиях словно на пыточном станке или в кресле
хирурга, и их глыбообразные тела завершались зияющими отверстиями
кричащих ртов. Эта картина никому неизвестного тогда художника, по
мнению критиков, выдерживала соседство с представленными здесь же
работами Генри Мура и Грамма Сазерленда. Бэкон сразу же стал знаменитым,
а тридцать лет спустя, после его грандиозной выставки в парижском Гран
Пале, имя его уже стояло на первом месте в списке известных мастеров.
Росту его международной репутации сопутствовал и коммерческий успех:
цены на его картины росли с головокружительной быстротой. Так, в 1964
году одна из его картин была куплена за 7 тысяч долларов, а лет через 20
она же была продана на аукционе Сотбис за 5,5 миллиона. Это был рекорд:
ни один живой художник до него таких денег за свои работы не получал. В
мире искусства нередко случается так, что бывший бунтарь и отщепенец,
обретая известность, становится частью художественной элиты. С Бэконом
такого произойти не могло: слишком долго - на протяжении почти сорока
лет своей сознательной жизни - он находился в положении потенциального
преступника и отсутствие страха перед законом воспринимал почти как
ненормальность. Он не мог отрешиться от привычки вести жизнь лондонского
дна. Бродяги, наркоманы, нищие, дезертиры, подонки делили с ним кров и
ложе. Они требовали денег, устраивали сцены ревности, шантажировали,
писали доносы в полицию и растаскивали его картины. Они же были и
главными персонажами его работ. Еще в 1959 году Бэкон купил скромную
двухкомнатную квартирку в районе лондонского Челси и прожил в ней до
последних дней. Одна комната была захламлена старыми книгами, холстами,
тюбиками от краски - здесь он работал, и уборщице вход сюда был строго
воспрещен, в другой ел, спал и принимал друзей. Галерея Малборо, с
которой он был связан контрактом, платила ему гонорары свернутыми в
трубочку пятидесятифунтовыми купюрами, а по ночам в пабах и ресторанах
он вынимал из кармана эти, как он называл их, клочки бумаги, щедро
раздавал друзьям и платил за все. Хотя его работы покупались за
миллионы, Бэкон продолжал жить и работать в жалких и неуютных
апартаментах в Южном Кенсингтоне. Живопись никогда не была для него
основным занятием, а скорее отдыхом от его настоящих интересов -
азартных игр, мальчиков и шампанского, которое он имел обыкновение
употреблять в "комнате с колоннами" Клуба для пьющих в нижнем Сохо.
В 1964 году он влюбился в Джорджа Дайера, и они прожили семь лет вместе,
вплоть до самой смерти Дайера в Париже в 1971 году, которая наступила от
передозировки бренди и снотворного. Эта смерть послужила темой для самой
грандиозной работы Бэкона "Триптих май - июнь 1972": на одной из боковых
панелей запачканная, искаженная фигура Дайера сидит на унитазе; на
другой - Дайер блюет в песок. Центральная панель изображает Дайера,
исчезающего в темноте...
Бэкону предлагали титул, но он отказался. "Я верю в упорядоченный хаос,
- однажды заявил он, - твердые правила случая". Своим привычкам и образу
жизни Бэкон не изменил до конца дней. В 80 лет его можно было видеть все
в той же компании, в тех же пабах лондонского Сохо, где он пил и щедро
угощал друзей. Он перенес тяжелую операцию на почках, а когда друзья
начали выражать соболезнования, он махнул рукой и сказал: "Да, но если
вы пьете с пятнадцати лет, вы должны только радоваться, что у вас
сохранилась хотя бы одна почка". Фрэнсис Бэкон умер 28 апреля 1992 года
(он не перенес инфаркта миокарда) в Мадриде , куда полетел на свидание
со своим очередным другом. Незадолго до смерти он в полушутку, в
полусерьез распорядился своим погребением: "Когда я умру, положите меня
в пластиковый мешок и бросьте в канаву". |