Микеланжело Буонарроти -
итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель.
Микеланжело Буонарроти одился 6 марта 1475 года в маленькой деревне
Капрезе около города Ареццо. Отец Микеланжело - Лодовико Буонаротти,
должностное лицо во Флоренции. Он был связан с правящим семейством
Медичи, при помощи которых ему удалось устроить 13-летнего сына учеником
в мастерскую живописца Доменико Гирландайо. После того, как в течение
приблизительно двух лет Микеланжело изучал скульптуру в школе скульптуры
в садах Медичи, он был приглашен в дом Лоренцо Де Медичи, прозванного
Великолепным. Там он имел возможность познакомиться с молодыми
представителями семейства Медичи, двое из которых позже стали римскими
папами (Лев X и Климент VII). Постоянный заказчик Микеланжело Лоренцо
Великолепный умер в 1492 году; два года спустя художник на время
перебрался в Болонью, где в 1494 и 1495 годах он выполнил несколько
мраморных статуй для Алтаря Сан Доменико в Церкви Сан Доменико. Примерно
в 1498-1500 годах Микеланжело выполнил мраморную скульптуру Пиета
(Оплакивание Христа), которая до сих пор находится в первоначальном
месте - в Соборе Св. Петра. Это одна из наиболее известных работ в
истории мирового искусства. Пиета была, вероятно, закончена Микеланжело
прежде, чем ему исполнилось 25 лет. Это - единственная работа, которую
он подписал. Молодая Мария изображена с мертвым Христом на коленях -
образ, заимствованный из североевропейского искусства. Взгляд Марии не
настолько печален, насколько торжественен. Это высшая точка творчества
молодого Микеланжело. Не менее значимой работой молодого Микеланжело
стало гигантское (4.34 м) мраморное изображение Давида (Академия,
Флоренция), выполненное между 1501 и 1504 годами, после возвращения во
Флоренцию. Герой Ветхого Завета изображен Микеланжело в виде красивого,
мускулистого, обнаженного юноши, который с тревогой смотрит вдаль, как
будто оценивая своего врага Голиафа, с которым ему предстоит биться.
Давид, наиболее известная скульптура Микеланжело, стала символом
Флоренции и первоначально была помещена на Пьяцца делла Синьория перед
Палаццо Веккьо, флорентийской ратушей. Этой статуей Микеланжело доказал
своим современникам, что он не только превзошел всех современных ему
художников, но также мастеров античности.
В 1505 году Микеланжело был вызван в Рим к Римскому Папе Юлию II для
выполнения двух заказов. Наиболее важной была фресковая роспись свода
Сикстинской Капеллы.Работая лежа на высоких лесах прямо под потолком,
Микеланжело в период с 1508 по 1512 год создал самые прекрасные
иллюстрации к некоторым библейским сказаниям. На своде папской часовни
он изобразил девять сюжетов из Книги Бытия, начиная с Отделения Света от
Тьмы и включая Создание Адама, Создание Евы, Искушение и Грехопадение
Адама и Евы, и Вселенский потоп. Вокруг основных картин чередуются
изображения пророков и сивилл на мраморных тронах, другие старозаветные
персонажи и праотцы Христа. Для подготовки к этой великой работе
Микеланжело выполнил огромное количество эскизов и картонов, на которых
изобразил фигуры натурщиков в самых разных позах. Эти царственные,
могущественные образы доказывают мастерское понимание художником
человеческой анатомии и движения, что дало толчок новому направлению в
западно-европейском искусстве.
Прожив во Флоренции в течение довольно длительного периода, Микеланжело
выполнил между 1519 и 1534 годами заказ семейства Медичи на возведение
двух гробниц в новой ризнице церкви Сан Лоренцо. В зале с высоким
купольным сводом художник воздвиг у стен две великолепные усыпальницы,
предназначенные для Лоренцо Де Медичи, герцога Урбино и для Джулиано Де
Медичи, герцога Немурского. Две сложных могилы задумывались как
представление противоположных типов: Лоренцо - личность, заключенная
сама в себе, человек задумчивый, замкнутый; Джулиано, наоборот,
активный, открытый. Над могилой Лоренцо скульптор поместил
аллегорические скульптуры Утра и Вечера, а над могилой Джулиано -
аллегории Дня и Ночи. Работа над гробницами Медичи продолжалась и после
того, как в 1534 году Микеланжело возвратился в Рим. Больше он никогда
не бывал в своем любимом городе.
С 1536 по 1541 год Микеланжело работал в Риме над росписью алтарной
стены Сикстинской капеллы в Ватикане. Самая большая фреска Эпохи
Возрождения изображает день Страшного суда. Христос, с огненной молнией
в руке, неумолимо разделяет всех жителей земли на спасенных праведников,
изображенных в левой части композиции, и грешников, спускающихся в
Дантов ад (левая часть фрески). Строго следуя собственной традиции,
Микеланжело изначально нарисовал все цифры обнаженными, но десятилетием
позже какой-то художник-пуританин “одел” их, поскольку культурный климат
стал более консервативным. Микеланжело оставил на фреске собственный
автопортрет - его лицо с легкостью угадывается на коже, содранной со Св.
Мученика Апостола Варфоломея. Хотя в этот период Микеланжело имел и
другие живописные заказы, как, например, роспись капеллы Св. Апостола
Павла (1940) , в первую очередь он старался отдавать все силы
архитектуре.
В 1546 году Микеланжело был назначен главным архитектором строящегося
Собора Св. Петра в Ватикане. Здание было построено согласно плану Донато
Браманте, но Микеланжело в конечном счете стал ответственным за
сооружение алтарной абсиды и за разработку инженерного и художественного
решения купола собора. Завершение строительства Собора Св. Петра стало
высшим достижением флорентийского мастера в области архитектуры. В
течение своей длинной жизни Микеланжело был близким другом принцев и
римских пап, от Лоренцо Де Медичи до Льва X, Климента VIII, и Пия III, а
также многих кардиналов, живописцев и поэтов. Характер художника, его
жизненную позицию трудно однозначно понять через его произведения -
настолько они разнообразны. Разве что в поэзии, в собственных стихах
Микеланжело чаще и глубже обращался к вопросам творчества и своего места
в искусстве. Большое место в его стихах отведено тем проблемам и
затруднениям, с которыми ему пришлось столкнуться в своей работе, и
личным отношениям с наиболее видными представителями той эпохи.
Один из известнейших поэтов Эпохи Возрождения Лодовико Ариосто написал
эпитафию для этого известного художника: "Микеле больше чем смертный, он
- божественный ангел". Действительно, эпитет "божественный" часто
употребляется в отношении Микеланжело из-за его абсолютно неординарных
талантов. Два поколения итальянских живописцев и скульпторов следовали
его приемам обработки человеческой фигуры: Рафаэль, Аннибале Карраччи,
Понтормо, Россо Фиорентино, Себастиано дель Пьомбо и Тициан. Его купол
Собора Св. Петра стал символом власти, а также моделью для куполов в
западноевропейской и даже американской архитектуре - достаточно сравнить
его с куполом Капитолия в Вашингтоне.
Скончался Микеланджело Буонарроти 18 февраля 1564 года в Риме. Погребён
в церкви Санта Кроче во Флоренции. Перед смертью он продиктовал
завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу
Богу, тело земле, имущество родным». |