Аньоло Бронзино -
итальянский живописец. Аньоло Бронзино родился 17 ноября 1503 года в
Монтичелли близ Флоренции (Италия). Бронзино был учеником и помощником
Якопо Понтормо, испытал влияние Микеланджело Буонарроти. С 1540
придворный художник флорентийского герцога Козимо I Медичи.
Представитель маньеризма, Бронзино Анджело создал тип аристократического
портрета, в котором отчужденная замкнутость образов подчеркнута
торжественной застылостью композиции, острым выверенным рисунком,
холодным высветленным колоритом, бесстрастной точностью в
воспроизведении деталей (портрет Козимо I Медичи, 1545).
Репрезентативные, виртуозные по исполнению портреты Анджело Бронзино
принадлежат к числу самых ярких страниц искусства зрелого маньеризма.
Бронзино великолепно умеет построить импозантную композицию, ввести
аксессуары, подчеркивающие сословное положение модели, придать своим
героям высокомерную небрежность, утонченный аристократизм и - при всей
идеализации - сохранить убедительное портретное сходство. Но в портретах
Бронзино отчетливо сказывается и воздействие жестких требований
придворной культуры, ограничившей задачу портретиста запечатленном
официально-парадного облика человека, его сословного величия.
Композициям Анджело Бронзино свойственна также преувеличенная
экспрессия, позы его персонажей переусложнены, их движения напряжены.
Бесстрастие, надменная замкнутость, статуарность портретов Бронзино
тесно связаны с их парадно-официальным характером и в то же время
свидетельствуют о нарастающем равнодушии мастера к человеку. Недаром во
многих его портретах блестяще, с натуралистической иллюзорностью
выписанные аксессуары привлекают более пристальное внимание художника и
становятся более выразительными, чем лицо; таково великолепное парчовое
платье в портрете Элеоноры Толедской с сыном Джованни или виртуозно
написанная прозрачная полосатая ткань в женском портрете из Турина
(1550-е годы).
После 1540 года Бронзино выполнил фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции
(«Поклонение кресту с бронзовой змеей», «Моисей иссекает воду из скалы»,
«Архангел Михаил», «Гирлянда с ангелами» и другие). В творчестве Анджело
Бронзино маньеризм достигает наивысшего расцвета. Картины заполнены
фигурами, образующими своими очертаниями красивый, сложный рисунок; они
расположены фризами, параллельными картинной плоскости; при этом мастер
не стремится передать реальное трехмерное пространство. Вертикали и
диагонали подчеркнуты, фигуры искусственно удлинены, их моделировка
жесткая, скульптурная. Эти черты хорошо заметны в картинах «Пьета» и
«Сошествие во Ад» (Галерея Уффици, Флоренция).
Литературные пристрастия и теоретические воззрения, характерные для
эпохи маньеризма, нашли отражение в картинах Бронзино, написанных на
сложные аллегорические сюжеты, «Аллегория триумфа Венеры», «Амур»,
«Глупость» и «Время» (1544-1545, Лондон, Национальная галерея). В
портретах, особенно таких, как «Элеонора Толедская с сыном» (1545),
«Молодой человек с лютней» (около 1530) и «Лукреция Панчиатики» (1540)
(все - в Уффици), художник последовательно применяет маньеристические
живописные приемы для достижения декоративности и изящества форм.
Картины Бронзино отличаются тщательностью исполнения и аристократической
сдержанностью образов. Многие из его моделей - члены семейства Медичи,
придворным художником которого он был с 1540 года. Умер Аньоло Бронзино
23 ноября 1572 года во Флоренции. |