Ян Брейгель - известный
фламандский художник. Ян Брейгель Старший родился в 1568 году в
Брюсселе. Его знаменитый отец Питер Брейгель Старший умер через год
после рождения своего младшего сына, мать скончалась в 1578 году,
поэтому воспитанием и художественным образованием мальчика занялась его
бабушка по материнской линии Мария Бессемерс. Миниатюристка Мария
Бессемерс была женой известного гравера Питера Коуке из Альста и одной
из лучших художниц южных Нидерландов, специализирующейся на изображении
цветов. Именно дед Яна Питер Коук играл одну из первых ролей в
распространении ренессансных идеалов в Нидерландах и издании сочинений
Ветрувия и Серлио, ставших необходимыми пособиями для всех последующих
поколений фламандских архитекторов и живописцев. Ян научился у Марии
Бессемерс рисунку и технике миниатюры, а также унаследовал любовь к
изображению цветов. Таким образом, Ян Брейгель рос в особо благоприятных
условиях для развития его таланта. Искусство масляной живописи он
постигал в мастерской Питера Гуткинда в Антверпене, который кроме
художественной деятельности занимался и торговлей произведениями
искусства. Именно в атмосфере этой художественной семьи начинающий
художник знакомится с различными направлениями в нидерландской живописи.
С юных лет проявилась его одаренность и склонность к самостоятельности.
Довольно решительно он отказался от отцовского стиля (брат Питер,
напротив стал его подражателем) и отправился в путешествие, чтобы
непосредственно познакомится с западноевропейской живописью.
В 1589 году Брейгель посещает Кельн и Париж, где знакомится с образцами
национальных школ живописи, а затем около пяти лет проводит в Италии. Ян
жил преимущественно в Риме, где был душой постоянно увеличивавшейся
общины северных художников. Вместе со своим другом художником Паулем
Брилем он писал многочисленные ведуты древних памятников и с успехом
пробовал свои силы в создании первых пейзажей как самостоятельного вида
живописи. Брат Рубенса, бывший библиотекарем кардинала Асканио Колоны,
знакомит Брегеля в Милане с кардиналом Федерико Борромео, большим
ценителем искусства. Прелат оценил способности молодого мастера и их
связь-дружба продолжалась до самой смерти художника. Большинство
цветочных композиций Брегеля было создано для кардинала Борромео.
Известна общирная переписка художника с кардиналом-меценатом, основавшим
миланскую библиотеку Амброзиану, ее художественное собрание включает
целый ряд картин Брейгеля Бархатного. Кардинал Борромео посвятил
художнику восторженный панегирик, в котором восхищенно писал об
“одухотворенной грации” его искусства, о сочетании “величия” и
“тонкостей” в его произведениях и торжественно предсказал любимому
живописцу неувядаемую славу.
После Италии Брейгель оседает в Антверпене и в 1597 году вступает в
гильдию Святого Луки, деканом которой он становится в 1602 году.
Председатель общества “романистов” с 1609 года, член палаты риторики,
предприимчивый коммерсант - Ян Брейгель словно предвосхищает путь
Рубенса, прокладывая дорогу для триумфа последнего.
Представляется интересным отметить поездку Брейгеля в Прагу в 1604 году
ко двору Рудольфа II, известного любителя диковинок и редкостей.
Большинство работ Джузеппе Арчимбольдо, современника отца Яна Брейгеля
находилось в Праге в кунсткамере Рудольфа II и представляли собой
фантастический мир цветочных портретов. Сложно предположить какое
впечатление на Брейгеля произвели экстравагантные работы Арчимбольдо,
однако вполне вероятно, что это могло подтолкнуть художника к созданию
букета-снопа с огромным количеством разнообразных видов цветов.
С 1606 года Яна назначают художником при Брюссельском дворе, что
обеспечивает его постоянными королевскими заказами и позволяет открыть
свою мастерскую. Любители-меценаты наперебой старались заручиться его
произведениями и заказывали ему их вперед; товарищи - величайщие
художники Фландрии - приглашали его в сотрудники или украшали его
пейзажи фигурным стаффажем. Его дом в Антверпене, с богатыми
художественными коллекциями, был подобно дому Рубенса, одной из
достопримечательностей города, которую не только приезжающие в Антверпен
художники, но и знатные иностранцы считали долгом удостоить своим
посещением. В годы работы в Антверпене число заказов, поступающих к
художнику от коллекционеров всей Европы, постоянно росло, и так
создалась мощная мастерская. В последние годы жизни Брейгеля его
мастерская работала крайне плодотворно и было создано большое количество
реплик и повторов цветочных натюрмортов.
Ян Брейгель умер в 1625 году от свирепствовавшей тогда в Антверпене
холеры, вместе с тремя своими младшими детьми. Его старший сын, художник
Ян Брейгель младший, возглавил отцовскую мастерскую, продолжая дело
отца; он был неплохим живописцем цветов.
Брейгель работал во всех жанрах “кабинетной” живописи, выделяясь среди
художников широтой и многообразием тематики своего искусства. Натюрморт,
в первую очередь цветочный, анималистические композиции, пейзаж,
аллегория, религиозные, мифологические и жанровые сюжеты - таков
диапазон тем и мотивов его живописи. Реальность и фантазия постоянно
соседствуют в искусстве Яна Бархатного. Даже аллегорические его
композиции насыщены натуральными деталями. Насколько был художник
привязан к натуре, как внимательно ее штудировал, дают возможность
заключить многочисленные сохранившиеся его этюды и рисунки с
изображением разнообразных птиц, животных, трав и цветов . Цветы он
изучал, как истинный ботаник, совершая в поисках интересных и редких
образцов для своих натюрмортов далекие прогулки в окресностях
Антверпена. Прогулки эти художник начинал ранней весной, в феврале,
когда появлялись первые цветы. Весна и первая половина лета - время,
когда мастер занимался почти исключительно цветочным натюрмортом,
поскольку, как сетовал он в одном из писем, “в августе никаких хороших
цветов уже не встретишь”. Тогда для Брейгеля наступал сезон пейзажей. |