Elite-Home

Ян Брейгель Старший

На главную ║ Назад    Великие художники

 

Ян Брейгель Старший (Jan Brueghel the Elder)

 

   Ян Брейгель - известный фламандский художник. Ян Брейгель Старший родился в 1568 году в Брюсселе. Его знаменитый отец Питер Брейгель Старший умер через год после рождения своего младшего сына, мать скончалась в 1578 году, поэтому воспитанием и художественным образованием мальчика занялась его бабушка по материнской линии Мария Бессемерс. Миниатюристка Мария Бессемерс была женой известного гравера Питера Коуке из Альста и одной из лучших художниц южных Нидерландов, специализирующейся на изображении цветов. Именно дед Яна Питер Коук играл одну из первых ролей в распространении ренессансных идеалов в Нидерландах и издании сочинений Ветрувия и Серлио, ставших необходимыми пособиями для всех последующих поколений фламандских архитекторов и живописцев. Ян научился у Марии Бессемерс рисунку и технике миниатюры, а также унаследовал любовь к изображению цветов. Таким образом, Ян Брейгель рос в особо благоприятных условиях для развития его таланта. Искусство масляной живописи он постигал в мастерской Питера Гуткинда в Антверпене, который кроме художественной деятельности занимался и торговлей произведениями искусства. Именно в атмосфере этой художественной семьи начинающий художник знакомится с различными направлениями в нидерландской живописи. С юных лет проявилась его одаренность и склонность к самостоятельности. Довольно решительно он отказался от отцовского стиля (брат Питер, напротив стал его подражателем) и отправился в путешествие, чтобы непосредственно познакомится с западноевропейской живописью.
   В 1589 году Брейгель посещает Кельн и Париж, где знакомится с образцами национальных школ живописи, а затем около пяти лет проводит в Италии. Ян жил преимущественно в Риме, где был душой постоянно увеличивавшейся общины северных художников. Вместе со своим другом художником Паулем Брилем он писал многочисленные ведуты древних памятников и с успехом пробовал свои силы в создании первых пейзажей как самостоятельного вида живописи. Брат Рубенса, бывший библиотекарем кардинала Асканио Колоны, знакомит Брегеля в Милане с кардиналом Федерико Борромео, большим ценителем искусства. Прелат оценил способности молодого мастера и их связь-дружба продолжалась до самой смерти художника. Большинство цветочных композиций Брегеля было создано для кардинала Борромео. Известна общирная переписка художника с кардиналом-меценатом, основавшим миланскую библиотеку Амброзиану, ее художественное собрание включает целый ряд картин Брейгеля Бархатного. Кардинал Борромео посвятил художнику восторженный панегирик, в котором восхищенно писал об “одухотворенной грации” его искусства, о сочетании “величия” и “тонкостей” в его произведениях и торжественно предсказал любимому живописцу неувядаемую славу.
   После Италии Брейгель оседает в Антверпене и в 1597 году вступает в гильдию Святого Луки, деканом которой он становится в 1602 году. Председатель общества “романистов” с 1609 года, член палаты риторики, предприимчивый коммерсант - Ян Брейгель словно предвосхищает путь Рубенса, прокладывая дорогу для триумфа последнего.
   Представляется интересным отметить поездку Брейгеля в Прагу в 1604 году ко двору Рудольфа II, известного любителя диковинок и редкостей. Большинство работ Джузеппе Арчимбольдо, современника отца Яна Брейгеля находилось в Праге в кунсткамере Рудольфа II и представляли собой фантастический мир цветочных портретов. Сложно предположить какое впечатление на Брейгеля произвели экстравагантные работы Арчимбольдо, однако вполне вероятно, что это могло подтолкнуть художника к созданию букета-снопа с огромным количеством разнообразных видов цветов.

   С 1606 года Яна назначают художником при Брюссельском дворе, что обеспечивает его постоянными королевскими заказами и позволяет открыть свою мастерскую. Любители-меценаты наперебой старались заручиться его произведениями и заказывали ему их вперед; товарищи - величайщие художники Фландрии - приглашали его в сотрудники или украшали его пейзажи фигурным стаффажем. Его дом в Антверпене, с богатыми художественными коллекциями, был подобно дому Рубенса, одной из достопримечательностей города, которую не только приезжающие в Антверпен художники, но и знатные иностранцы считали долгом удостоить своим посещением. В годы работы в Антверпене число заказов, поступающих к художнику от коллекционеров всей Европы, постоянно росло, и так создалась мощная мастерская. В последние годы жизни Брейгеля его мастерская работала крайне плодотворно и было создано большое количество реплик и повторов цветочных натюрмортов.
   Ян Брейгель умер в 1625 году от свирепствовавшей тогда в Антверпене холеры, вместе с тремя своими младшими детьми. Его старший сын, художник Ян Брейгель младший, возглавил отцовскую мастерскую, продолжая дело отца; он был неплохим живописцем цветов.
   Брейгель работал во всех жанрах “кабинетной” живописи, выделяясь среди художников широтой и многообразием тематики своего искусства. Натюрморт, в первую очередь цветочный, анималистические композиции, пейзаж, аллегория, религиозные, мифологические и жанровые сюжеты - таков диапазон тем и мотивов его живописи. Реальность и фантазия постоянно соседствуют в искусстве Яна Бархатного. Даже аллегорические его композиции насыщены натуральными деталями. Насколько был художник привязан к натуре, как внимательно ее штудировал, дают возможность заключить многочисленные сохранившиеся его этюды и рисунки с изображением разнообразных птиц, животных, трав и цветов . Цветы он изучал, как истинный ботаник, совершая в поисках интересных и редких образцов для своих натюрмортов далекие прогулки в окресностях Антверпена. Прогулки эти художник начинал ранней весной, в феврале, когда появлялись первые цветы. Весна и первая половина лета - время, когда мастер занимался почти исключительно цветочным натюрмортом, поскольку, как сетовал он в одном из писем, “в августе никаких хороших цветов уже не встретишь”. Тогда для Брейгеля наступал сезон пейзажей.
   Источник: http://renew23.livejournal.com/.

"Натюрморт с золотой чашей", 1618 год

"Опушка леса (Бегство в Египет)", 1610 год

"Одиссей и Калипсо на острове Огигия", 1616 год

"Диана и Актаион", 1591 год

 

На главную ║ Назад    Великие художники

Рейтинг@Mail.ru