Доминик Энгр - французский
художник-неоклассицист. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780
года в Монтобане на юго-западе Франции, в семье талантливого скульптора
и живописца. В детстве он посещал классы Тулузской Академии живописи и
одновременно учился игре на скрипке, однако музыкальность художника
гораздо полнее проявилась позже в мелодичных и гибких линиях его картин
и рисунков. В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже,
после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы
Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18
лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь
графическими и живописными портретами. Впоследствии, будучи уже
прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве
директора Французской академии в Риме (1834-1841).
В искусство XIX века Энгр вошел прежде всего как "наследник" Давида,
продолжатель классических традиций конца предыдущего столетия. Однако
холодный и строгий классицизм учителя в творчестве ученика превращается
в утонченный и самобытный стиль, свободно сплавляющий классические,
романтические и реалистические веянья начала века. Глубина и своеобразие
искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества. В это
время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной
натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы
("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа",
"Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др.), в которых одним из
первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических
сюжетов и самого стиля классической живописи. Образы Энгра глубоко
поэтичны и при всем своем классицизме зачастую более "странны" и
загадочны, чем образы его романтических антиподов Делакруа и Жерико.
Вместе с его произведениями в живопись нового времени впервые входят
открытый и чистый цвет готических и персидских миниатюр, плоскостность и
деформация формы, подчиненной не только законам анатомии и классическим
нормам, но также эмоциональному порыву художника. Стремясь к ритмической
выразительности и чисто пластической экспрессии, Энгр порой смело
нарушал анатомические пропорции - и не удивительно, что его образы
вдохновляли впоследствии таких "неканонических" мастеров, как Одилон
Редон и Пабло Пикассо. Однако начиная с 1820-х годов в тематических
произведениях Энгра под влиянием живописи Рафаэля начинают звучать
академические ноты. В таких работах, как "Обет Людовика XIII", "Апофеоз
Гомера", "Святой Симфорион, идущий на казнь" или "Мадонна с причастием",
свободный творческий порыв мастера и оригинальность его видения
ослабляются и гаснут, подчиняясь требованиям академической догмы. Высшие
достижения Энгра были связаны не с этими холодными холстами, а с
"бессюжетным" изображением обнаженной натуры. Здесь он не был скован
официальными требованиями, не пытался достичь монументального величия
Рафаэля и не подражал его мадоннам. В знаменитых "купальщицах" и
"одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой
жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая
купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник",
"Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему
понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к
натуре и умение претворить ее в образы совершенной красоты. В отличие от
своего антагониста Делакруа, искавшего красоту в непрестанном движении,
в порыве и трагическом противоборстве страстей, Энгр воплощал ее в
гармонических, устойчивых, скульптурно-четких, масштабных и одновременно
филигранных образах. Вместе с тем он был далек от одноплановости. Его
обнаженные целомудренно строги и чувственно полнокровны, интимны и
экзотичны, загадочны и классически ясны по форме - и при этом окружены
не менее прекрасными вещами - драгоценной утварью, узорными цветными
тканями и т. д. Для живописной манеры художника характерны плотная
лепка, гладкая фактура, воссоздающая как бы твердую оболочку предметов,
и утонченная красота колорита. Но хотя Энгр владел тайной гармонических
отношений цветовых масс, главным средством его выражения оставалась
линия. В изображениях обнаженной натуры она кажется особенно чистой и
музыкальной, поистине поющей - передающей в своих ритмах не застывшие
черты модели, но саму жизнь и движение формы.
Другой полюс искусства французского мастера - портретная живопись. Энгр
ценил ее значительно меньше сюжетной и в юности зачастую обращался к ней
в поисках заработка, а в расцвете своей славы - уступая просьбам знатных
заказчиков. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым
выдающимся мастерам мирового искусства. К числу наиболее известных его
портретов относятся портреты семьи Ривьер, издателя Л. Бертена,
пейзажиста Ф. Грене, графа Гурьева, г-жи Зенон, г-жи Девосей, баронессы
Джеймс Ротшильд. Энгр создавал парадные изображения Наполеона I, в
которых есть нечто от ван-эйковского великолепия, и трезвые, но полные
внутренней силы образы буржуазных деятелей времен Июльской монархии,
типа знаменитого Луи Бертена, однако все его произведения отмечены
печатью классического статуарного величия. Характерное для XIX века
иллюзионистическое правдоподобие в изображении модели сочетается в них с
несравненной утонченностью эстетической интерпретации, с яркостью
деталей, изысканностью линейных ритмов и смелостью цветовых сочетаний.
Особенно декоративны женские портреты мастера, впоследствии восхищавшие
своей красочностью Огюста Ренуара.
Особая область искусства Энгра - его графический портрет, в котором он
наследовал лучшие традиции французского карандашного портрета XVI века.
Здесь поражает умение художника передать средствами чистой графики
ощущение внутренней жизни модели и все пластическое и фактурное
разнообразие окружающей действительности. Для рисунков Энгра характерны
каллиграфическая точность, изящество деталей и смелое противопоставление
подробно прорисованной головы модели обобщенному абрису ее фигуры. В его
образах запечатлено конкретное и при этом как бы очищенное, вневременное
и гармоническое бытие мира. Они кажутся непосредственными и идеальными,
чеканно-твердыми и музыкально легкими, лишенными тяжести материи. Именно
в карандашном портрете в полной мере проявился высший дар Энгра - его
почти магическое владение линией, которое вдохновляло в XIX веке Дега,
Сера и Ренуара, а в XX веке обрело в творчестве Пикассо и Матисса.
Скончался Доминик Энгр 14 января 1867 года, похоронен на парижском
кладбище Пер-Лашез. |