Эль Греко - испанский
живописец, архитектор и скульптор. Эль Греко (Доминикос Теотокопулос)
родился в 1541 году в деревне Фоделе близ города Кандии на Крите,
входившем в то время в состав Венецианской республики. Учился, видимо, у
местных иконописцев, после 1560 года приехал в Венецию, где, возможно,
обучался у Тициана; с 1570 года работал в Риме, испытал воздействие
маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.
В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей
пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями
венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие
признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены
разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570,
Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570,
Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570,
Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи,
1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в
Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при
королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве
живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века
(Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве
стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают
утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция
“Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо;
“Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Резкие
ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой
создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то
внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства
(“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных
ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на
обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко
вспыхивающих или приглушенных. Острая эмоциональность образного строя
характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической
проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601,
Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет
неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Черты
ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль
Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”,
Национальная галерея искусства, Вашингтон, - обе 1610-1614), острым
трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция “Вид Толедо”
(1610-1614, Метрополитен-музей). Повышенная одухотворенность образов,
мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и
выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего
Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению
возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль
Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX
века.
Эль Греко скончался 7 апреля 1614 года и был похоронен в городе Толедо
(Испания), в Монастыре Санто Домингос Эль Антигуо. |