Жорж Брак - французский
художник, график, сценограф, скульптор и декоратор. Жорж Брак родился 13
мая 1882 года в Аржантёй (департамент Сена и Уаза) в семье
художника-декоратора. В 1900-1901 гг. учился в Технической школе в
Париже. В 1902-1904 гг. посещал занятия в Школе изящных искусств и в
академии Эмбера, музеи и частные коллекции, изучал живопись
импрессионистов и постимпрессионистов, египетскую и греческую
скульптуру, а также произведения Коро и Сезанна.
В 1906-1907 гг. Брак написал несколько серий пейзажей, в которых
чувствуется влияние живописи фовистов и Сезанна. Сильное впечатление
произвела на него картина Пикассо "Авиньонские девицы" (1907). Следующим
летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он
следовал призыву Сезанна: "Изображайте природу в формах цилиндров, сфер
и конусов". Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Анри Матисс
сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово
"кубизм". В 1908-1914 гг. Брак и Пикассо работали в тесном
сотрудничестве, развивая принципы нового художественного направления.
Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно
"разбирая" их на отдельные формы и пространственные структуры. В 1912
году они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись
обратным процессом - синтезированием объектов из разнородных элементов.
Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование
надписей и различных декоративных техник.
композиция Музыкантша (1917-1918, Базель, Публичное
художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в
творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих
поисках. В 1920-е годы элементы кубизма постепенно исчезают из
произведений Брака, он использует больше изобразительных мотивов.
Общественное признание пришло к нему в 1922 году после выставки, на
которой художник представил серии картин, написанных в богатой
живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с
жертвенной утварью). В конце 1920-х годов Брак отказался от ярких
живописных эффектов и продолжил эксперименты с формой и цветом; он писал
морские виды, купальщиц, неоклассические мотивы и головы с двойным
профилем. В 1930-1940-е годы Брак писал натюрморты и композиции в
интерьере, иногда с музыкантами, натурщиками и художниками, а иногда -
вовсе лишенные человеческих фигур. После войны работы Брака приобрели
более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует
серия из 8 картин Мастерская (1949-1956). В 1952-1953 гг. художник
выполнил росписи плафонов в Лувре. Изображенные на них большие черные
птицы на фоне голубого неба стали одним из наиболее часто встречающихся
мотивов в поздних работах мастера. Брак создал много рисунков, гравюр и
скульптурных произведений, но главное место в его творчестве занимала
живопись.
Умер Жорж Брак в Париже 31 августа 1963 года. |