Юлиус Карольсфельд -
немецкий художник-романтик. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд родился 26
марта 1794 года в Лейпциге, в семье живописца. Основательно
подготовленный отцом, в 1811 году поступил в Венскую академию художеств
и примкнул в ней к группе молодых художников, стремившихся прокладывать
для себя пути, независимые от эклектического направления ее школы.
Врожденная наклонность к романтизму побуждала Юлиуса усердно изучать,
кроме натуры, произведения старинных немецких и итальянских мастеров.
Первыми плодами этого изучения были картины «Св. Рох, раздающий
милостыню» (находится в Лейпцигском музее) и «Посещение семейства Иисуса
Христа семейством Иоанна Крестителя» (в Дрезденской галерее), наивные по
композиции, но проникнутые теплым чувством.
В 1817 году Юлиус отправился в Италию и, проведя около года во
Флоренции, поселился в Риме. Здесь он примкнул к кружку «назареев», но
остался верен духу протестантства, между тем как другие члены этого
кружка держались католических воззрений. В Риме, по поручению маркиза
Массими, он украсил одну из зал его виллы фресками, изображающими 23
сцены из «Неистового Роланда» Ариосто (в 1820-1826 гг.), в которых
отобразились его вдумчивость в каждую тему, удивительный дар композиции
и свежесть художественного чувства. Кроме того, из-под кисти художника
вышло несколько картин, написанных масляными красками, как-то «Брак в
Кане Галилейской» (более чем с 60 фигурами), «Иаков и Рахиль», «Христос,
благословляющий детей», «Св. Семейство», «Три христианских и три
языческих витязя» (по Ариосто), «Руфь на ниве Вооза» и др. Во время
пребывания его в Риме им исполнен также ряд замечательных пейзажных
этюдов, впоследствии изданных Иорданом (Берлин, 1878 г.). В 1827 году
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд был приглашен в Мюнхен на должность
профессора исторической живописи в тамошней академии. С этого времени
наступил второй период его деятельности, в котором возложенные на него
работы дали его таланту возможность показать себя в полном блеске.
Король Людвиг I поручил ему украсить пять парадных зал в нижнем этаже
своего мюнхенского дворца фресками на сюжеты из саги о Нибелунгах и,
несколько позже, изобразить энкаустическим способом в трех других залах
главные эпизоды из жизни Карла Великого, Фридриха Барбароссы и Рудольфа
Габсбургского.
В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, недовольный тем, что его не
назначили директором Мюнхенской академии на место покинувшего ее
Корнелиуса, принял приглашение быть профессором Дрезденской академии и
директором местной галереи. По переезде его в Дрезден начался третий
период его жизни, в котором направление его творчества значительно
изменилось, он почти совершенно бросил средневековую романтику и
предался всей душой религиозному искусству. Важнейшим трудом его
сделалось осуществление предприятия, задуманного еще в Риме, а именно
издание «Библии в картинах» («Die Bibel in Bildern»). Это издание,
вышедшее в свет в 1852-1860 гг. (в Лейпциге), доставило художнику
обширную популярность не только во всех краях Германии, но и в других
странах; оно содержит в себе 240 его рисунков, гравированных на дереве,
- композиций неодинакового достоинства, но из которых многие, особенно
относящиеся к Ветхому завету, бесподобны в своем роде. Несмотря на
стремление строить композицию по образцам старых итальянских мастеров,
эти рисунки отличаются сухим академизмом. В них сознательно отброшена
всякая попытка исторической достоверности. События происходят как бы вне
времени и пространства; все персонажи одеты в условные «античные»
драпировки. Типы лиц однообразны (образ Саваофа почти не отличается от
патриархов, фараона или Моисея). Кроме того, живя в Дрездене, Юлиус
Шнорр фон Карольсфельд сочинил ряд иллюстраций для роскошного издания
Котты «Der Nibelungen Noth» и изготовил картоны для расписных оконных
стекол в лондонском соборе св. Павла. Выйдя в 1871 году в отставку, он
провел конец своей жизни на покое, в Дрездене. Умер Юлиус Шнорр фон
Карольсфельд 24 мая 1872 года в Дрездене. |