Elite-Home

Марк Захарович Шагал

На главную ║ Назад    Великие художники

Марк Захарович Шагал (Marc Zakharovich Chagall)

 

   Марк Шагал - русский и французский художник, график, живописец. Марк Захарович Шагал родился 24 июня 1887 года в еврейской семье в местечке Лиозно близ Витебска. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году занимался в частной школе Ю. М. Пэна. В том же приехал в Петербург, где в 1906-1909 годах посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С. М. Зайденберга и школу Е. Н. Званцевой, где его наставниками были Л. С. Бакст и М. В. Добужинский. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910-1914 гг. - в Париже, в колонии художников «La Ruche» («Улей»), сблизившись с Г. Аполлинером, М. Жакобом, А. Сальмоном, Р. Делоне и другими авангардистами.
   Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» ("Суббота", 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви - с художником и его первой женой, Беллой Розенфельд, в качестве главных героев ("Над городом", 1914-1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерные мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма ("Ворота еврейского кладбища", 1917, частное собрание, Париж) включают творчество молодого мастера в круг художников «Еврейского возрождения» 1910-х годов с его пафосом «возврата к истокам», к библейскому наследию. Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен ("Я и деревня", 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; "Автопортрет с семью пальцами", 1911-1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма («сюрнатурализмом» назвал его творчество Аполлинер).
   В 1918-1919 годах Шагал был комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра (1920-1922, Третьяковская галерея), тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 году в Берлин, с 1923 года обосновался в Париже; в том же году в Берлине вышла книга его мемуаров "Моя жизнь", где он проявил себя как настоящий литератор-художник, мыслящий яркими образами. С тех пор жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941-1947 годах (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу А. Воллара создал (в 1923-1930 годах) островыразительные иллюстрации к "Мертвым душам" Н.В. Гоголя и "Басням" Ж.де Лафонтена. Внес выдающийся вклад и в сценографию (нью-йоркские спектакли по балетам "Алеко" на музыку П.И. Чайковского в постановке Л.Ф. Мясина (1942) и "Жар-птица" И.Ф. Стравинского в постановке Дж. Баланчина; и др.). К середине 20 века его авторитет художника - живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) - получил мировое звучание.

   По мере достижения пика славы его манера - в целом сюрреально-экспрессионистская - становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф ("У времени нет берегов", 1930-1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Работа над иллюстрациями к Библии по заказу Воллара (1930-1931) предопределила главную тему его позднего творчества. С 1955 года началась работа над "Библией Шагала" - так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий - как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957-1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969-1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976-1981; и др.). Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями мастера (росписи плафона парижской Оперы (1964) и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1965), мозаики Четыре времени года на здании Национального банка в Чикаго (1972) и др.) радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. В 1973 году Шагал посетил Москву и Ленинград в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. Музеи художника существуют в Хайфе (с 1957 года) и Ницце (с 1973 года); в 1992 году дом-музей Шагала открылся в его родном городе Витебске.
   Умер Марк Захарович Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года.
   По материалам: http://www.c-cafe.ru/.

"Я и деревня", 1911 год. Музей современного искусства, Нью-Йорк

"Над городом", 1918 год

"Невеста с веером", 1911 год. Собрание П.Матисс, Нью-Йорк

"Адам и Ева", 1912 год. Музей искусств, Сент-Луис

 

На главную ║ Назад    Великие художники

Рейтинг@Mail.ru