Марк Шагал - русский и
французский художник, график, живописец. Марк Захарович Шагал родился 24
июня 1887 года в еврейской семье в местечке Лиозно близ Витебска.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский
язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году занимался в частной школе Ю.
М. Пэна. В том же приехал в Петербург, где в 1906-1909 годах посещал
рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С. М.
Зайденберга и школу Е. Н. Званцевой, где его наставниками были Л. С.
Бакст и М. В. Добужинский. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и
Москве, а в 1910-1914 гг. - в Париже, в колонии художников «La Ruche»
(«Улей»), сблизившись с Г. Аполлинером, М. Жакобом, А. Сальмоном, Р.
Делоне и другими авангардистами.
Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти,
глубоко личностные и в то же время «вечные» ("Суббота", 1910, Музей
Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема
страстной любви - с художником и его первой женой, Беллой Розенфельд, в
качестве главных героев ("Над городом", 1914-1918, Третьяковская
галерея, Москва). Характерные мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе
с символикой иудаизма ("Ворота еврейского кладбища", 1917, частное
собрание, Париж) включают творчество молодого мастера в круг художников
«Еврейского возрождения» 1910-х годов с его пафосом «возврата к
истокам», к библейскому наследию. Однако, вглядываясь в архаику, в том
числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое
влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие
авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и
ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен ("Я и деревня", 1911,
Музей современного искусства, Нью-Йорк; "Автопортрет с семью пальцами",
1911-1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на
развитие сюрреализма («сюрнатурализмом» назвал его творчество
Аполлинер).
В 1918-1919 годах Шагал был комиссаром искусств губернского отдела
народного образования в Витебске, оформлял город к революционным
праздникам. В Москве написал ряд больших настенных панно для Еврейского
Камерного театра (1920-1922, Третьяковская галерея), тем самым сделав
первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 году
в Берлин, с 1923 года обосновался в Париже; в том же году в Берлине
вышла книга его мемуаров "Моя жизнь", где он проявил себя как настоящий
литератор-художник, мыслящий яркими образами. С тех пор жил во Франции,
в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941-1947 годах (эти
годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и
Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные
техники, по заказу А. Воллара создал (в 1923-1930 годах)
островыразительные иллюстрации к "Мертвым душам" Н.В. Гоголя и "Басням"
Ж.де Лафонтена. Внес выдающийся вклад и в сценографию (нью-йоркские
спектакли по балетам "Алеко" на музыку П.И. Чайковского в постановке
Л.Ф. Мясина (1942) и "Жар-птица" И.Ф. Стравинского в постановке Дж.
Баланчина; и др.). К середине 20 века его авторитет художника -
живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной
керамики (которой он занимался с 1950) - получил мировое звучание.
По мере достижения пика славы его манера - в целом
сюрреально-экспрессионистская - становится все легче и раскованней. Не
только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в
созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства,
любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих
мировых катастроф ("У времени нет берегов", 1930-1939, Музей
современного искусства, Нью-Йорк). Работа над иллюстрациями к Библии по
заказу Воллара (1930-1931) предопределила главную тему его позднего
творчества. С 1955 года началась работа над "Библией Шагала" - так
именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей
еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой
форме. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных
эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий
- как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской
разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и
собора в Меце, 1957-1958; витражи: синагоги медицинского факультета
Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви
Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969-1970; собора в Реймсе, 1974; церкви
Санкт-Штефан в Майнце, 1976-1981; и др.). Эти произведения вкупе со
светскими декоративными композициями мастера (росписи плафона парижской
Оперы (1964) и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1965), мозаики
Четыре времени года на здании Национального банка в Чикаго (1972) и др.)
радикально обновили язык современного монументального искусства,
обогатив его мощным красочным лиризмом. В 1973 году Шагал посетил Москву
и Ленинград в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее.
Музеи художника существуют в Хайфе (с 1957 года) и Ницце (с 1973 года);
в 1992 году дом-музей Шагала открылся в его родном городе Витебске.
Умер Марк Захарович Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция)
28 марта 1985 года. |