Уильям Хогарт - английский
художник, иллюстратор, гравер. Уильям Хогарт родился 10 ноября 1697 года
в Лондоне. В школе Хогарт учился прескверно. На уроках он обычно рисовал
для развлечения. Так и не окончив начальную школу, Уильям перешел в
учение к граверу по серебру Эллису Гэмблу, в мастерского которого
научился гравировать гербы и орнаменты на серебряной посуде. Но свое
призвание Уильям видел в графике. Ему было ясно, что для достижения этой
цели надо «научиться рисовать предметы, несколько более близкие натуре,
чем чудовища геральдики». В 1718 году умер отец, и, используя полученные
навыки в работе гравера, Уильям содержит своим трудом целую семью - мать
и двух сестер. В 1720 году Хогарт открывает собственную граверную
мастерскую. Но выполнение всяких мелких заказов - пригласительных
билетов, объявлений не приносит ему удовлетворения. В конце того же года
Уильям начинает посещать открытую Чероном и Вандербанком Академию.
Далеко не все устраивало здесь Хогарта. Уильям занимается
самообразованием. В Академию наведывается редко, главным образом, чтобы
пополнить познания в анатомии. В 1724 году Хогарт, окончательно бросив
Академию, он поступает в бесплатную художественную школу, основанную
сэром Джеймсом Торнхиллом, художником, расписывавшим собор святого
Павла. В периоде 1720 по 1730 год художник пробует свои силы в области
книжной иллюстрации, создав в 1726 году серию гравюр к «Гудибрасу» -
популярной в Англии героико-комической поэме. В 1728 году появляется
первое его живописное произведение, заслуживающее внимания. Он
воспроизводит сцену из нашумевшей в то время театральной постановки
«Оперы нищего», написанной драматургом Джоном Геэм и представлявшей
едкую сатиру на английские правящие классы.
25 марта 1729 года в старой педдингтонской церкви состоялось
бракосочетание Хогарта и мисс Джейн Торнхилл, которую художник похитил.
Но, похоже, довольно скоро наступило примирение с семьей жены, так как
молодожены в 1730 году вернулись в дом Торнхиллов. Сам Хогарт об этом
времени рассказывает коротко и деловито «Затем я женился и начал писать
маленькие салонные картинки от 12 до 15 дюймов высоты. Так как они были
новинкой, то имели успех в течение нескольких лет и хорошо расходились».
Лучшие из этих картин - «Завоевание Мексики», «Семейство Уолластон» и
«Ассамблея в Уонстид-Хауз». Тогда же Хогарт начал писать портреты. Автор
четырехтомного труда об английской живописи Д. Митчелл в 1730 году писал
Хогарту «Аристократические семейства покорны вашей руке; по вашему
приказанию восстают ассамблеи». Однако такие портреты требовали от
художника много времени, а дохода давали мало.
Живой интерес к окружающей жизни подсказал Хогарту новые возможности. «Я
обратился к совсем новому жанру, - говорит Хогарт, - а именно к писанию
картин и созданию гравюр на современные нравственные темы - области еще
не испробованной ни в одной стране и ни в какие времена». Так возник
первый, принесший громкую славу художнику сатирический цикл из шести
работ, называвшийся «Карьера продажной женщины». Здесь воспроизведена
простая как мир история деревенской девушки Мэри, приехавшей в Лондон,
ставшей богатой содержанкой, а затем попавшей в тюрьму и умершей в
ужасающей нищете. В 1731 году картины были готовы. В 1732 году Хогарт
воспроизвел их в гравюрах. Успех серии был столь велик, что на гравюры
сразу же нашлось 1200 подписчиков. За первой серией в 1735 году
последовала вторая «Карьера мота», состоявшая из 8 небольших картин, где
героем стал разбогатевший бездельник. Доход от издания гравюр обеспечил
Хогарту возможность сравнительно независимого существования. В 1733 году
он даже смог приобрести собственный дом на Лейстер-сквер, в котором и
прожил до конца своих дней. Немалое наследство досталось ему после
смерти Торнхилла в 1734 году. Кроме того, Хогарт много сил отдает
руководству художественной школой, расположенной в переулке Св. Мартина,
ранее также принадлежавшей тестю. Своими гравюрами художник завоевал
широкую популярность у англичан. В конце тридцатых - начале сороковых
годов Хогарт продолжает ряд своих сатирических произведений. Он создает
серию «Спящие прихожане», а также юмористические, жанровые картины -
«Странствующие актрисы». Выдающимся примером искусства Хогарта этой поры
является «Портрет капитана Корэма» (1740). Хогарт подарил эту картину
приюту для найденышей, основанному Корэмом в 1739 году, и убедил других
живописцев последовать своему примеру.
В сороковые годы, в период своей творческой зрелости Хогарт создает ряд
лучших своих произведений и как портретист, и как сатирик. Таков, к
примеру, групповой портрет «Дети Даниэля Грэхэма» (1742). Редкий пример
группового портрета в натуральную величину, картина Хогарта считается
одним из его шедевров благодаря моментальным выражениям и богатству
моралистических аллюзий. Непримиримый противник шаблона светских
портретов, Хогарт обращается обычно к портретированию родственников и
близких людей. Исполненные с проникновенностью и теплотой «Автопортрет с
собакой Трамп» (1745), «Портрет миссис Солтер» (1741-1744), «Портрет
слуг Хогарта» утверждают образы положительных героев, поднимают значение
личности вне зависимости от ее социальных рангов. Между 1742 и 1744
годами Хогарт работает над картинами знаменитой серии «Модный брак». Для
поиска подходящих для этой работы граверов художник совершил в 1743 году
свою первую поездку во Францию. Изготовление он поручил французским
мастерам Скотену, Равене и Барону. Заказ был выполнен в 1745 году.
«Наиболее значительная по глубине замысла, серия Хогарта «Модный брак»
состоит из шести полотен. Это правдивая и поучительная история брака по
расчету, своего рода живописный «роман нравов», - пишет М.Т. Кузьмина. -
Отдельные персонажи олицетворяют здесь, по существу, целые социальные
группы и их взаимоотношения. Открывает серию картина заключения брака,
фактически уподобленного торговой сделке разорившегося графского сына и
дочери богатого торговца. Со скучающим видом отвернулись друг от друга
молодые, в то время как их родственники оформляют брачный контракт.
Картина «Вскоре после свадьбы» продолжает повествование; в ней каждая
деталь свидетельствует о бессмысленности существования супружеской четы,
о безразличии молодых друг к другу, о кутежах и развале дома, из
которого управляющий выносит пачку неоплаченных счетов. Серию завершает
трагическая развязка-гибель ее героев. Каждая из картин - законченное
самостоятельное произведение, все вместе они объединены одной идеей и
дополняют друг друга».
В 1745 году Хогарт устроил аукцион, на котором «Карьера продажной
женщины» и «Карьера мота» были куплены за ничтожную сумму. В 1751 году
был назначен специальный аукцион для продажи картин «Модного брака». В
объявлении о продаже Хогарт писал, что это будет последней серией
картин, которую он когда-нибудь выставит, из-за трудности продать такое
количество произведений сразу с каким-нибудь барышом. На объявленный
аукцион явился лишь один покупатель, который и приобрел все картины
«Модного брака» за 120 гиней. Уже через 35 лет следующий владелец платил
за них в десять раз больше. В 1747 году Хогарт выполняет серию гравюр
«Прилежание и леность». 12 листов серии составили «морализирующий» цикл.
Здесь твердо определено, что художник считал «дурным» и что «хорошим»;
здесь демонстрированы путь для достижения почестей и богатства и путь,
ведущий к гибели. В 1748 году Хогарт поехал в Париж и, вызвав подозрение
местных властей, был задержан в Кале, где зарисовывал старинные ворота
крепости. Художника насильственно водворили на судно и отправили обратно
в Англию. Хогарт был в ярости и как бы в отместку написал единственную
«злободневную» картину этого периода - «Ворота Кале». В 1754 году
рождается серия картин «Выборы в парламент», смело обнажающая одну из
самых темных сторон в общественной жизни Англии. К серии «Выборов»
примыкает превосходный офорт «Суд» (1758).
Особое место среди работ Хогарта занимает «Девушка с креветками»,
написанная исключительно легко, свободными, стремительными мазками,
жидкой, почти прозрачной краской. Хогарт - один из первых английских
теоретиков искусства. В трактате «Анализ красоты» (1753) он выступал
поборником реализма, ищущим красоту в многообразных формах
действительности, в самой жизни, отстаивая ведущее место бытового жанра
в живописи. Умер Уильям Хогарт 26 октября 1764 года в Лондоне. |