Elite-Home

Франс Хальс

На главную ║ Назад    Великие художники

 

Франс Хальс (Frans Hals)

 

   Франс Хальс - голландский живописец. Франс Хальс родился около 1580 года в Антверпене, в семье фламандского ткача. В 1591 году семья будущего художника переехала в Харлем, где Хальс прожил всю жизнь почти безвыездно. В 1616 году он ненадолго отлучался в Антверпен, а также работал в середине тридцатых годов в Амстердаме над групповым портретом стрелков. В период с 1600 по 1603 год Франц учился у Карела ван Мандера, художника маньеристического направления. В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии художников, в 1618 году - членом камеры риторов, актеров‑любителей. Есть сведения, что в молодости он писал картины на религиозные и аллегорические темы. Хотя, возможно, талант его созрел сравнительно поздно.
   Через пять лет, в 1616 году, Хальс создает великолепное монументальное полотно «Групповой портрет стрелков гильдии святого Георгия», который, по меткому выражению одного исследователя, можно уподобить пушечному салюту, открывающему победное шествие «золотого века» голландского искусства. В период расцвета живописец проявляет себя в портретах разного типа: одиночных, парных, групповых. Около 1622 года Хальс создает первый в своем творчестве семейный портрет, где изображает супружескую пару во время прогулки в саду. Молодые люди отдыхают под раскидистым деревом. Мимолетность состояния людей выражена в их позах и мимике. Период с 1630 по 1640 год - время наибольшей популярности Хальса. Он завален заказами. Его талант достигает неслыханной продуктивности - за десять лет живописцем написаны 66 одиночных и 3 больших групповых портрета. Среди них завораживающие своим задором «Мулат» (1630), «Мальчик‑рыбак» (1630) и зловещее социальное дно, воплощенное в образе содержательницы трактира «Малле Баббе» (1630). В том же 1630 году появляется и знаменитая «Цыганка» - портрет, необычный для того времени. Он занимает особое место в галерее женских образов, созданных европейскими мастерами семнадцатого столетия.

   В 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков. Следующий групповой корпоративный портрет Хальса изображает уже не стрелков, а представителей крупной буржуазии – регентов госпиталя святой Елизаветы. Серьезные, преисполненные достоинства люди, сидя за столом, спокойно обсуждают дела правления. Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы. В картине доминирует черный цвет. Глаз художника открыл в черном цвете невиданные возможности для создания тончайших тональных гармоний. Спустя два с половиной столетия другой гениальный голландский живописец, Винсент ван Гог отметил, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного».
   Умудренный жизненным и творческим опытом Хальс создает в последний период своей деятельности (1650-1660‑е годы) произведения, которые являются наивысшим достижением и достойным завершением его великолепного творческого пути. Последние работы художника пронизаны мрачным пессимизмом. В двух знаменитых портретах (1664) Хальс изображает: в одном - регентов, в другом - регента госпиталя в Хаарлеме. Беспросветна и трагична жизнь стариков, находящихся в распоряжении этих бездушных, страшных людей. Жизненный путь великого голландского художника закончился трагически. Он умер 26 августа 1666 года в полном забвении и глубокой бедности в Харлемской богадельне.
   По материалам: http://biopeoples.ru/.

"Портрет мужчины с перчатками", 1637 год

"Портрет женщины с платком"

"Портрет молодого человека с черепом", Лондонская Национальная Галерея

"Портрет молодого человека с перчаткой в руке"

 

На главную ║ Назад    Великие художники

Рейтинг@Mail.ru