Франс Хальс - голландский
живописец. Франс Хальс родился около 1580 года в Антверпене, в семье
фламандского ткача. В 1591 году семья будущего художника переехала в
Харлем, где Хальс прожил всю жизнь почти безвыездно. В 1616 году он
ненадолго отлучался в Антверпен, а также работал в середине тридцатых
годов в Амстердаме над групповым портретом стрелков. В период с 1600 по
1603 год Франц учился у Карела ван Мандера, художника маньеристического
направления. В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии
художников, в 1618 году - членом камеры риторов, актеров‑любителей. Есть
сведения, что в молодости он писал картины на религиозные и
аллегорические темы. Хотя, возможно, талант его созрел сравнительно
поздно.
Через пять лет, в 1616 году, Хальс создает великолепное монументальное
полотно «Групповой портрет стрелков гильдии святого Георгия», который,
по меткому выражению одного исследователя, можно уподобить пушечному
салюту, открывающему победное шествие «золотого века» голландского
искусства. В период расцвета живописец проявляет себя в портретах
разного типа: одиночных, парных, групповых. Около 1622 года Хальс
создает первый в своем творчестве семейный портрет, где изображает
супружескую пару во время прогулки в саду. Молодые люди отдыхают под
раскидистым деревом. Мимолетность состояния людей выражена в их позах и
мимике. Период с 1630 по 1640 год - время наибольшей популярности
Хальса. Он завален заказами. Его талант достигает неслыханной
продуктивности - за десять лет живописцем написаны 66 одиночных и 3
больших групповых портрета. Среди них завораживающие своим задором
«Мулат» (1630), «Мальчик‑рыбак» (1630) и зловещее социальное дно,
воплощенное в образе содержательницы трактира «Малле Баббе» (1630). В
том же 1630 году появляется и знаменитая «Цыганка» - портрет, необычный
для того времени. Он занимает особое место в галерее женских образов,
созданных европейскими мастерами семнадцатого столетия.
В 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских
стрелков. Следующий групповой корпоративный портрет Хальса изображает
уже не стрелков, а представителей крупной буржуазии – регентов госпиталя
святой Елизаветы. Серьезные, преисполненные достоинства люди, сидя за
столом, спокойно обсуждают дела правления. Композиция отличается
строгостью и подчеркивает монолитность группы. В картине доминирует
черный цвет. Глаз художника открыл в черном цвете невиданные возможности
для создания тончайших тональных гармоний. Спустя два с половиной
столетия другой гениальный голландский живописец, Винсент ван Гог
отметил, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных
оттенков черного».
Умудренный жизненным и творческим опытом Хальс создает в последний
период своей деятельности (1650-1660‑е годы) произведения, которые
являются наивысшим достижением и достойным завершением его великолепного
творческого пути. Последние работы художника пронизаны мрачным
пессимизмом. В двух знаменитых портретах (1664) Хальс изображает: в
одном - регентов, в другом - регента госпиталя в Хаарлеме. Беспросветна
и трагична жизнь стариков, находящихся в распоряжении этих бездушных,
страшных людей. Жизненный путь великого голландского художника
закончился трагически. Он умер 26 августа 1666 года в полном забвении и
глубокой бедности в Харлемской богадельне. |