Боттичелли - итальянский
живописец тосканской школы. Сандро Боттичелли (настоящее имя Алессандро
ди Мариано Филипепи) родился 1 марта 1445 года во Флоренции, в семье
кожевника Мариано ди Ванни Филипепи и его жены Смеральды. После
первоначального обучения у ювелира около 1462 года Боттичелли поступил в
мастерскую одного из ведущих живописцев Флоренции, Фра Филиппо Липпи.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся
главным образом в определенных типах лиц, орнаментальных деталях и
колорите. В его произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная
линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более мощной
трактовкой фигур и новым осмыслением пластики объемов.
Приблизительно в это же время Боттичелли начинает применять энергичные
охристые тени для передачи телесного цвета - прием, который стал
характерной чертой его стиля. Эти изменения проявляются во всей полноте
в самой ранней документированной картине Боттичелли Аллегория силы (ок.
1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной форме в двух
ранних Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте; Бостон, музей Изабеллы
Стюарт Гарднер). Две знаменитые парные композиции История Юдифи
(Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений
мастера (ок. 1470), иллюстрируют другой важный аспект живописи
Боттичелли: живую и емкую повествовательность, в которой соединены
экспрессия и действие, с полной ясностью раскрывающие драматическую
сущность сюжета. В них также обнаруживается уже начавшееся изменение
колорита, который становится более ярким и насыщенным, в отличие от
бледной палитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой ранней картине
Боттичелли - Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея).
Среди произведений Боттичелли лишь несколько имеют достоверные
датировки; многие из его картин были датированы на основе
стилистического анализа. Некоторые из самых известных произведений
относят к 1470-м годам: картина Св. Себастьян (1473), самое раннее
изображение обнаженного тела в творчестве мастера; Поклонение волхвов
(ок. 1475, Уффици). Два портрета - молодого человека (Флоренция, галерея
Питти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) -
датируются началом 1470-х годов. Несколько позже, возможно в 1476, был
выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон, Национальная
галерея). Произведения этого десятилетия демонстрируют постепенный рост
художественного мастерства Боттичелли. Он использовал приемы и принципы,
изложенные в первом выдающемся теоретическом трактате о ренессансной
живописи, принадлежащем перу Леона Баттисты Альберти (О живописи,
1435-1436), и экспериментировал с перспективой.
К концу 1470-х годов в произведениях Боттичелли исчезли стилистические
колебания и прямые заимствования у других художников, присущие его
ранним произведениям. К этому времени он уже уверенно владел совершенно
индивидуальным стилем: фигуры персонажей приобретают крепкое строение, а
их контуры удивительным образом сочетают ясность и элегантность с
энергичностью; драматическая выразительность достигается соединением
активного действия и глубокого внутреннего переживания. Все эти качества
присутствуют во фреске Св. Августин (Флоренция, церковь Оньисанти),
написанной в 1480 году в качестве парной композиции к фреске Гирландайо
Св. Иероним. Предметы, окружающие св. Августина, - пюпитр, книги,
научные инструменты, – демонстрируют мастерство Боттичелли в жанре
натюрморта: они изображены с точностью и ясностью, обнаруживающими
способность художника схватывать сущность формы, но при этом не
бросаются в глаза и не отвлекают от главного. Возможно, этот интерес к
натюрморту связан с влиянием нидерландской живописи, вызывавшей
восхищение флорентийцев 15 века.
В 1481 году Боттичелли был приглашен папой Сикстом IV в Рим вместе с
Козимо Росселли и Гирландайо для того, чтобы написать фрески на боковых
стенах только что отстроенной Сикстинской капеллы. Он выполнил три из
этих фресок: Сцены из жизни Моисея, Исцеление прокаженного и искушение
Христа и Наказание Корея, Дафана и Абирона. Во всех трех фресках
мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в
ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере
используются композиционные эффекты.
После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале 1482
года, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы:
Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс
(Лондон, Национальная галерея), принадлежащие к числу самых знаменитых
произведений эпохи Возрождения и представляющих собой подлинные шедевры
западноевропейского искусства. Персонажи и сюжеты этих картин навеяны
произведениями античных поэтов, прежде всего Лукреция и Овидия, а также
мифологией. В них чувствуется влияние античного искусства, хорошее
знание классической скульптуры или зарисовок нее, имевших большое
распространение в эпоху Возрождения. Так, грации из Весны восходят к
классической группе трех граций, а поза Венеры из Рождения Венеры - к
типу Venus Pudica (Венера стыдливая). Некоторые ученые видят в этих
картинах визуальное воплощение основных идей флорентийских
неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433-1499). Однако приверженцы
этой гипотезы игнорируют чувственное начало в трех картинах с
изображением Венеры и прославление чистоты и непорочности, которое,
несомненно, является темой Паллады и Кентавра. Наиболее правдоподобна
гипотеза, согласно которой все четыре картины были написаны по случаю
свадьбы. Они являются самыми замечательными из сохранившихся
произведений этого жанра живописи, который прославляет бракосочетание и
добродетели, ассоциирующиеся с рождением любви в душе непорочной и
прекрасной невесты. Те же идеи являются главными в четырех композициях,
иллюстрирующих рассказ Боккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в
разных коллекциях), и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по
случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи.
Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение,
присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в
нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х
годов. К числу лучших принадлежат Алтарь Барди с изображением Богоматери
с младенцем и св. Иоанном Крестителем (1484) и Благовещение Честелло
(1484-1490, Уффици). Но в Благовещении Честелло уже появляются первые
признаки манерности, которая постепенно нарастала в поздних
произведениях Боттичелли, уводя его от полноты и богатства натуры
зрелого периода творчества к стилю, в котором художник любуется
особенностями собственной манеры. Пропорции фигур нарушаются для
усиления психологической выразительности. Этот стиль в той или иной
форме характерен для произведений Боттичелли 1490-х и начала 1500-х
годов, даже для аллегорической картины Клевета (Уффици), в которой
мастер возвеличивает собственное произведение, ассоциируя его с
творением Апеллеса, величайшего из древнегреческих живописцев.
Две картины, написанные после падения Медичи в 1494 году и под влиянием
проповедей Джироламо Савонаролы (1452-1498), - Распятие (Кеймбридж,
Массачусетс, художественный музей Фогга) и Мистическое Рождество (1500,
Лондон, Национальная галерея), - представляют собой воплощение
непоколебимой веры Боттичелли в возрождение Церкви. Эти две картины
отражают неприятие художником светской Флоренции эпохи Медичи. Другие
произведения мастера, такие, как Сцены из жизни римлянки Виргинии
(Бергамо, Академия Каррара) и Сцены из жизни римлянки Лукреции (Бостон,
музей Изабеллы Стюарт Гарднер), выражают его ненависть к тирании Медичи.
Сохранилось мало рисунков самого Боттичелли, хотя известно, что ему
часто заказывали эскизы для тканей и гравюр. Исключительный интерес
представляет его серия иллюстраций к Божественной комедии Данте. Глубоко
продуманные графические комментарии к великой поэме во многом остались
незавершенными. Около 50 картин полностью или в значительной степени
принадлежат кисти Боттичелли. Он был главой процветавшей мастерской,
работавшей в тех же жанрах, что и сам мастер, в которой создавалась
продукция разного качества. Многие из картин прописаны собственной рукой
Боттичелли или сделаны по его замыслу. Почти для всех характерна ярко
выраженная плоскостность и линеарность в трактовке формы, соединенные с
откровенным маньеризмом.
Боттичели не был женат, детей у него не было. Умер он одиноким 17 мая
1510 года в 65 лет и был похоронен недалеко от монастыря Санта Марии
Новеллы. |