Павел Федотов - русский
живописец и график. Павел Андреевич Федотов родился 22 июня 1815 года в
Москве. У отца его был маленький деревянный домик; человек он был
бедный, семья была большая, и дети, в том числе и Павлуша, росли без
особенного надзора. Нравы улицы, где жили Федотовы, были самые
патриархальные, какие еще долго существовали на окраинах Замоскворечья:
все соседи по улице жили одной семьей, и подрастающее поколение
проводило целые дни летом на сеновалах, а зимой на дворе в салазках.
Одиннадцати лет Павла Федотова отдали в кадетский корпус. Способности у
мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло
быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей
Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей,
да еще вдобавок в карикатурном виде. Начав военную службу прапорщиком
лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге,
Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на
друзей и товарищей, рисует на них карикатуры.
Средств у Павла Федотова не было никаких, и тянуться за товарищами в
кутежах он не мог. В свободное от службы время Федотов занялся
карикатурами и портретами, которые были чрезвычайно удачны и обратили на
себя внимание ценителей. После долгих убеждений Павел Федотов решился
оставить службу и с пенсией в 28 рублей 60 копеек в месяц вышел в
отставку. Он на эту пенсию не имел права: ему она была назначена только
по особенной милости государя Николая Павловича, оценившего его талант и
предполагавшего, что из него выйдет хороший батальный живописец. Федотов
переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и
поступил в Академию художеств. С раннего утра Павел Федотов засаживался
за свои эскизы и этюды, кутаясь от холода в тулупчик, надетый поверх
халата, и только в жарко натопленных классах Академии отогревался от
домашней работы. Работать художнику приходилось много: рука была
непривычна к правильному рисунку, изломалась на постоянной карикатуре, и
Брюллов на первых порах заподозрил, что у Федотова нет способности к
живописи. В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою
денег. Художник решил уделять семье часть своей пенсии и питаться обедом
из кухмистерской за 15 копеек, разделяя скудную трапезу с своим денщиком
Коршуновым, добродушнейшим типом искренно и беззаветно преданного своему
офицеру солдата. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла
удручающим образом. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет
действительный художник. В академических классах, под руководством
профессора Зауервейда, тоже, по-видимому, сомневавшегося в его таланте,
он изучал батальную живопись. Профессор требовал рутинной компоновки,
той вылощенности и вылизанности в изображении солдат, какой требовало их
начальство на майских парадах. Федотову все это было не по сердцу, и
дома он отводил душу, изображая самые обыденные жанры, освещенные самым
добродушным юмором автора. Чего не поняли Брюллов и Зауервейд, то понял
Иван Андреевич Крылов - эта чисто славянская лениво-мощная натура. Он
случайно увидел эскизы Федотова и, несмотря на всю свою лень, даже
написал художнику письмо, убеждая оставить навсегда лошадок и солдатиков
и приняться за настоящее дело - за жанр. Один художник чутко угадал
другого; Федотов поверил баснописцу и бросил Академию.
В 1847 году живописцем была написана первая картина, которую Федотов
решился представить на суд профессоров. Картина эта называлась "Свежий
кавалер". Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла
чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю
получения ордена. Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой,
завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая
показывает ему проносившиеся подошвы его сапог. Под столом виден один из
вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. В общей
композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в
трактовке сюжета. Еще более последнее влияние чувствуется на другой
картине "Разборчивая невеста", написанной на текст известной басни
Крылова. В этих произведениях не могли не признать истинного таланта
даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов, и
советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении. На выставке
1849 года впервые появились и эти две картины, и новая, гораздо более
совершенная - "Сватовство майора". За последнюю картину художника
удостоили званием академика. Публика с нескрываемым удивлением и
восторгом стояла перед этими картинами: это было новое откровение, новый
мир, открытый художником. До сих пор русская жизнь, как она есть, во
всей ее реальной откровенности, не появлялась еще в живописи. Картина
Федотова была написана в тех красках, в каких Гоголь писал свою
"Женитьбу", опередив на несколько лет Островского с его
высокохудожественными образами из московской купеческой жизни. Центр
картины занимает невеста, одетая в широкое кисейное платье 1840-х годов,
кинувшаяся из комнаты при известии, что приехал жених. Мать, одетая
по-купечески, в шелковом повойнике, поймала ее за платье; старик отец
наскоро запахивает свою сибирку; ключница, нянька и горничная суетятся у
закусочного стола. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в
руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Сам жених виден в открытую
дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты
лица самого художника. Равнодушным к общему переполоху остается только
котенок, занимающий самый первый план картины и беззаботно умывающийся
на паркете купеческой гостиной. Такой же огромный, если не больший,
успех имела эта картина в Москве. Она принесла художнику и материальное
благосостояние, но, к сожалению, судьба слишком поздно пришла на помощь
художнику. Федотов мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних
жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его жизнь.
Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали
развитию в нем тяжкой психической болезни.
Весной 1852 года его характер
круто изменился; из веселого он сделался задумчивым, стал говорить, что
много времени прошло, много воды утекло, но что еще не поздно, пока есть
еще фашины и камни, еще можно задержать течение. Им была задумана новая
картина "Возвращение институтки в родительский дом". Сюжет должен был
быть развит в том направлении, что институт, где была барышня много лет,
принадлежал к числу аристократических; она мечтала все время о
возвращении домой, рисуя в грезах домашний очаг земным раем, и теперь,
на пороге родительского дома, остановилась, пораженная беднотой
встретившей ее обстановки. Для того чтобы добыть средства для писания
этой картины, Федотов повторил "Сватовство майора" и получил за него
очень почтенный куш, но все эти деньги он истратил без толку, на всякий
вздор и на подарки своей невесте. Когда все деньги вышли, тогда только
приятели догадались, что художник ненормален и нуждается в строгом
надзоре. Федотова пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных.
Умер Павел Андреевич Федотов 14 ноября 1852 года в Санкт-Петербурге. |