Китагава Утамаро - японский
художник. Китагава Утамаро родился предположительно в Кавагоэ в 1753
году. Приехав с матерью из провинции в Эдо (нынешний Токио), жил и
работал там до конца жизни, вначале - под артистическим именем "Тоёаки"
(позднее принял другой псевдоним, с которым и вошел в историю).
В его раннем творчестве доминируют стилизованные натурные штудии,
предназначенные для воспроизведения в виде ксилографических альбомов
(Дары прилива, 1778; Песни раковин, 1780; Книга насекомых, 1788). Затем
самобытно преобразовал в своих произведениях стилистику Тории Киёнага,
его современника, работавшего в русле школы "укиё-э" ("картины
повседневного мира" или "текущей жизни"). Создавая листы в жанре
"бидзин-га" ("красавицы"), рисовал - в отличие от других мастеров
"укиё-э" и того же Киёнага - не только полнофигурные сцены, но и
композиции типа "большие головы" ("окуби-э"), позволяющие сосредоточить
внимание исключительно на лице и прическе. Плавными, текучими линиями
создавал идеализированные, но в то же время и тонко дифференцированные
по характерам образы, преимущественно женские (большинство его героинь -
гейши, однако он обращался и к другим социальным типажам). Тонкое
изящество этих гравюр (цветных ксилографий) сделало их архетипическим
выражением национальных представлений о женской красоте.
В серии Большие головы (1790) впервые применил слюдяной порошок, дающий
эффект серебристо мерцающего фона. Среди других его гравюрных циклов –
Замечательные красавицы шести чайных домов (1791-1792); Десять женских
характеров, Шелководство, Женщины за шитьем, Красавицы кухни, 12 часов в
чайных домах (все работы - 1790-е годы), Испытания верной любви (1800),
Ежегодник зеленых домов Ёсивара (1804). В 1804 году был подвергнут
50-дневному аресту за гравюры с изображением жены и наложниц сёгуна
Тойотоми Хидеёси (их сочли оскорбляющими достоинство верховного военного
правителя). Умер Китагава Утамаро в Эдо 31 октября 1806 года. |