Энди Уорхол - американский
художник и кинорежиссёр. Энди Уорхол (Андрей Вархола) родился 6 августа
1928 года в Питтсбурге, штат Пенсильвания (США), в семье
эмигрантов-украинцев из деревни Микова. Он стал рано проявлять таланты в
искусстве и изучал коммерческое искусство в Институте технологии Карнеги
в Питтсбурге. Он не всегда хорошо учился в колледже и часто оставался
непонятым своими сверстниками и руководителями. После окончания
образования в 1949 году он переехал в Нью-Йорк и начал успешную карьеру
в иллюстрировании журналов и в рекламе. Он стал хорошо известен
благодаря своим эксцентричным чернильным рисункам обуви, выполненными в
свободном стиле, с намеренными пятнами.
В 1962 году Уорхол создал сенсационную серию полотен, на которых были
изображены, зачастую в кричащих цветах, банки кока-колы и консервов, в
том числе - знаменитые изображения банки томатного супа "Кэмпбелл",
ставшие визитной карточкой Энди Уорхола. Радикальные арт-критики сразу
обратили на них внимание, заявив, что произведения молодого художника
искусно вскрывают пошлость, пустоту и безликость западной культуры
массового потребления. Впоследствии Уорхол стал создавать более
эпатажные произведения, такие как выполненные в кислотной манере образы
кумиров современного общества: Мэрилин Монро, Мика Джаггера, Мао
Цзэдуна. Поговоривали, что в качестве "последнего штриха" Уорхол просил
своих любовников помочиться на подобное "произведение искусства".
Скандальная репутация Уорхола способствовала росту цен на работы из этой
серии. В настоящее время рыночная стоимость картин Уорхола нередко
измеряется десятками миллионов долларов. Во второй половине 1960-х
Уорхол стал проявлять интерес к кино. Фильмы, снятые им вместе с Полом
Морисси, - первая ласточка сексуальной революции. Самая ранняя
короткометражка Уорхола изображает фелляцию двух мужчин. Большинство из
его киноработ - более или менее бессюжетные фильмы, продолжительностью
до 25 часов, в течение которых на экране бродят нагие участники
Уорхоловой "фабрики", вроде Джо Далессандро и Эди Седжвик. Параллельно с
экспериментами с любительским кино Уорхол продюсирует первую
альтернативную рок-группу - "The Velvet Underground". Он также выступил
дизайнером обложек ряда концептуальных альбомов, например, "Sticky
Fingers" группы The Rolling Stones. Вокруг Уорхола сложилась особая
субкультура молодежи, одна из участниц которой - феминистка Валери
Соланас - в 1968 году выстрелила в "учителя", тяжело ранив его. Хотя
жизнь Уорхола удалось спасти, в течение двух последующих лет он
оставался инвалидом, а 22 февраля 1987 года умер от последствий этого
ранения. Братья перевезли тело художника в Питтсбург для погребения в
римской греко-католической церкви Св. Духа.
|