Elite-Home

Джеймс Уистлер

На главную ║ Назад    Великие художники

Джеймс Уистлер (James Whistler)

 

   Джеймс Уистлер - англо-американский живописец и график. Джеймс Эббот Макнил Уистлер родился 10 июля 1834 года в Лоуэлле, штат Массачусетс. Его отец, Джордж Вашингтон Уистлер, известный инженер-железнодорожник. В 1843 году Уистлер-старший получает приглашение от императора Николая I принять участие в строительстве железной дороги Петербург-Москва. Семья переезжает в Петербург. Юный Джеймс, еще в Америке проявивший способности к рисованию, посещает Петербургскую академию художеств. В 1849 году отец семейства умирает, и семья возвращается в Америку. По настоянию матери Джеймс поступает в Военно-инженерную академию в Вест-Пойнте, однако учеба не увлекает его. Достигнув совершеннолетия и получив право распоряжаться унаследованным капиталом, он оставляет Академию и уезжает в Париж. В Париже Уистлер посещает мастерскую академического живописца Ш. Глейра, копирует в Лувре картины старых мастеров. В Париже художник свел знакомство с Малларме, Бодлером и Легро. Заметное влияние на его творчество оказало знакомство с Гюставом Курбе, главой реалистического направления во французской живописи.
   Увлекшись гравюрой, Уистлер в 1858 году создает свою первую серию офортов («Двенадцать офортов с натуры»), получившую похвальные отзывы критики. В последующие годы художник продолжает заниматься гравюрой; в период с 1858 по 1863 гг. он создал порядка 80 листов. В 1859 году, после неудачной попытки выставиться в Салоне, Уистлер уезжает в Лондон, где живет до 1894 года, впрочем, довольно часто выезжая за границу. Поначалу лондонская публика отнеслась к Уистлеру довольно благосклонно. На выставке Королевской академии искусств было показано его полотно «За роялем» (1858-1859, Музей Тафт, Цинциннати), отвергнутое в Париже. Однако в последующие годы реакция публики резко меняется. В 1862 году картина Уистлера «Симфония в белом №1. Девушка в белом» была отвергнута Королевской академией. Уистлер пытается выставить картину в Париже, однако Салон (1863) также отвергает ее. Уистлер принимает решение выставить картину в Салоне Отверженных, организованном по распоряжению Наполеона III в противовес официальному Салону. Полотно Уистлера, вслед за «Завтраком на траве» Эдуарда Мане, было подвергнуто самой яростной и беспощадной критике. В 1866 году Уистлер едет в Южную Америку, в Чили, где идет война против Испании. Художник ведет дневник морских и военных действий, но в вооруженных столкновениях не участвует. Результатом этой поездки стали несколько марин («Симфония в сером и зеленом. Океан»).
   Уистлер - мастер пейзажной живописи. В Лондоне Уистлер создал целый ряд этюдов с изображением Темзы, являющихся вершиной творчества художника («Ноктюрн в синем и серебряном. Огни Креморна»; «Ноктюрн в синем и золотом. Старый мост в Баттерси»; «Ноктюрн в синем и серебряном. Челси»). В своих пейзажах Уистлер использует живописные эффекты, создающие впечатление зыбкости и подвижности окружающей среды. В 1870-е гг. Уистлер создает ряд великолепных портретов («Портрет матери»; «Гармония в сером и зеленом. Мисс Сесили Александер»; «Композиция в сером и черном №2. Портрет Томаса Карлайла»). В Англии Уистлеру покровительствовал некий Фредерик Лиланд, ливерпульский миллионер. В 1876-1877 гг. художник выполнил роспись скандально известной «Комнаты павлинов» в лондонском особняке Лиланда. В декорациях гостиной заметно сильное влияние японского искусства - комната предназначалась для экспозиции хозяйской коллекции японского фарфора. Влияние японского искусства прослеживается также в некоторых других работах художника («Принцесса фарфорового царства»). В 1877 году десять работ Уистлера были приняты на Гросвенорскую выставку в Лондоне. Среди них была знаменитая ныне картина «Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета». Известный критик и теоретик искусства Джон Рёскин раскритиковал эту работу и отозвался об авторе в крайне пренебрежительном и даже оскорбительном тоне. Уистлер подал на Рёскина в суд. И хотя художник выиграл процесс, однако судебные издержки полностью разорили его. Все его состояние: дом, картины, коллекция японских гравюр - все ушло с молотка. Ситуация усугублялась еще и тем, что Уистлер серьезно поссорился с Лиландом, и заказы со стороны мецената прекратились. От полного разорения Уистлера спасла поездка в Венецию (1879-1880 гг.), где он исполнил несколько работ маслом («Ноктюрн в синем и золотом. Собор Св. Марка в Венеции»), серию офортов - так называемый «Венецианский цикл» («Нищие», «Площадь Св. Марка в Венеции») и около ста пастелей («Нищие. Зима», «Ступеньки»). Эти работы вызвали благосклонную реакцию критики и отчасти восстановили репутацию художника. 1880-е гг., помимо портретов («Аннабель Ли») и обнаженной натуры («Фиолетовая нота»), Уистлер писал небольшие марины, акварелью и маслом. В 1884 и 1886 гг. проходят выставки работ Уистлера, которые имеют большой успех. В 1884 году художника приглашают стать членом «Общества английских художников», а через два года избирают его президентом.

   В 1888 году Уистлер женился на некоей Беатрисе Годвин, вдове своего друга. В 1892 году Уистлер с Беатрисой переехали в Париж. Через четыре года Беатриса скончалась. Между тем популярность художника растет. В 1891 году «Портрет матери» приобрел Лувр; в том же году за «Портрет Томаса Карлайла» Корпорация города Глазго заплатила тысячу гиней. Работы Уистлера с успехом выставляются во Франции, Германии, Бельгии и США. Художника приглашают преподавать в Парижской академии Кармен. В 1896 году Уистлер вновь переехал в Лондон, где и прожил до самой смерти. Умер Джеймс Уистлер 17 июля 1903 года.
   По материалам: http://artclassic.edu.ru/.

"За роялем", 1859 год

"Мать художника", 1871 год

"Девушка в белом Джоан Хифернан", 1864 год. Галерея Тейт, Лондон

"Симфония в белом №3", 1867 год

 

На главную ║ Назад    Великие художники

Рейтинг@Mail.ru