Джованни Тьеполо -
итальянский живописец, рисовальщик и гравер. Джованни Баттиста Тьеполо
родился в Венеции 5 марта 1696 года. Его отец, Доменико Тьеполо, капитан
торгового корабля, умер через год после рождения сына. После смерти отца
Джованни Тьеполо совсем юным поступил в обучение к авторитетному
венецианскому художнику Ладзарини, у которого воспринял основы
монументально-декоративной живописи. Одновременно он учился на образцах
творчества величайших венецианских мастеров - Тициана, Тинторетто и в
особенности Веронезе. В 1716 году двадцатилетний художник имел первый
крупный успех, выставив свою картину, которую современники называли
«Тонущий фараон», перед Скуоле ди Сан Рокко. В 1719 году Тьеполо женится
на Цецилии Гварди, сестре знаменитого пейзажиста. Примером раннего
периода деятельности Тьеполо могут служить фрески в венецианской церкви
дельи Скальции - «Апофеоз св. Терезы» (1720-1725), где он впервые вводит
свои новые пространственно-декоративные композиции, а также ряд
станковых картин на мифологические темы. Среди последних - большое
полотно «Похищение сабинянок», исполненное около 1720 года. Картина
написана темпераментно и свободно, манера живописи Тьеполо решительна и
быстра. О рано созревшем мастерстве Тьеполо свидетельствуют и созданные
около 1725 года десять огромных декоративных панно для украшения дворца
венецианского патриция Дольфино. Для них характерна сильная и
выразительная передача героических сюжетов, пластическая, жизненно
убедительная трактовка фигур, пространственная живописная композиция,
построенная на ярких красочных контрастах с применением светотеневых
эффектов.
После 1725 года, когда он получает приглашение расписывать фресками
собор и резиденцию архиепископа в Удине, Тьеполо полностью изживает
влияние Пьяцетты и находит свой собственный живописный стиль. Фрески
дворца на сюжеты из библии трактованы им с необычайным остроумием и
смелостью. Его персонажи одеты в костюмы эпохи Возрождения и живут в
залитых солнцем итальянских пейзажах. Легкое изящество и ирония, смесь
сказки и реальности характерны для этих фресок. Репутация Тьеполо была к
тому времени столь высока, что он получает заказы далеко за пределами
Венеции. В последующие годы крупные заказы на фресковые росписи помогали
ему выполнять двое его сыновей - Джованни Доменико и Лоренцо, а также
Менгоцци Колонна, мастерски писавший иллюзионистические архитектурные
композиции. Среди этих работ надо упомянуть фрески в Палаццо Аркинто в
Милане (1731) и в церкви Санта Мария дель Розарио деи Джезуати в Венеции
(1737-1739). Около 1740 года манера Тьеполо резко изменилась: темные
тона исчезли, уступив место огромному разнообразию светлых и ярких
красок. Прекрасным примером декоративного стиля Тьеполо являются его
росписи палаццо Клеричи в Милане (1740). Для церкви Сант-Альвизе в
Венеции художник пишет три гигантские алтарные картины: «Бичевание
Христа», «Коронование терновым венцом» и «Несение креста». Тогда же он
исполняет для одного из венецианских дворцов цикл из четырех больших
декоративных полотен на мифологические темы. Одна из этих картин -
знаменитый «Триумф Амфитриты». Между 1740-1743 годами художник создает
огромные плафонные композиции для венецианских церквей Джезуати, дельи
Скальци, Скуолы дель Кармине и других. Семьи венецианских патрициев,
равно как монастыри и церкви, состязаются между собой в стремлении
обладать произведениями его кисти. В марте 1743 года министр Саксонии
Брюль поручил графу Альгаротти приобрести для его галереи наряду с
картинами прославленных мастеров прошлого полотна современных
художников. В этом списке одним из первых стояло имя Тьеполо. Из
заказанных ему картин в том же 1743 году были закончены «Триумф Флоры» и
«Меценат представляет императору Августу свободные искусства». В 1744
году для того же графа Брюля была закончена и направлена в Дрезден
картина «Пир Антония и Клеопатры», к сюжету которой Тьеполо не раз
возвращался впоследствии. Именно на сюжеты из истории Антония и
Клеопатры был создан им непревзойденный шедевр иллюзорно-декоративной
фресковой живописи - росписи палаццо Лабия в Венеции (1745-1750).
В 1750 году по просьбе князя-архиепископа Вюрцбургского Тьеполо
приступил к росписям его резиденции. Он исполнил грандиозную фреску
площадью 650 квадратных метров над лестницей в вестибюле дворца, в
основе которой сюжета лежит прославление архиепископа Франконского и
всей католической церкви. Тьеполо словно уничтожает плоскость потолка и
уводит взгляд зрителя в безграничное голубое, пронизанное солнечными
лучами небо. Множество фигур порхает среди облаков в легком
головокружительном полете. Оставляя в центре свободное пространство,
художник располагает большинство действующих лиц у карниза, где
изображены четыре страны света: Европа, Азия, Африка, Америка. Тут же
аллегории наук, искусств, мифологические существа, античные боги, нимфы,
наяды, обитатели экзотических стран, а также разнообразные звери, птицы,
растения. В 1753 году плафон вестибюля был закончен, и Тьеполо с
сыновьями возвратился на родину. Поездка в Вюрцбург принесла художнику
огромный успех и еще более укрепила его славу крупнейшего мастера
монументально-декоративной живописи: в Венеции приглашения, заказы,
почести следуют одни за другими. В 1756 году Тьеполо был избран
президентом незадолго до того организованной Венецианской Академии
живописи и скульптуры и одновременно-почетным академиком Пармской
Академии. К лучшим созданиям декоративного гения Тьеполо относятся его
фрески в Виченце в вилле Вальмарана, относящиеся к 1757 году, где
художник работал с учениками и своим сыном Джованни Доменико Тьеполо
(1727-1804). Последними большими работами мастера в Италии были плафоны
«Триумф Геркулеса» в палаццо Каносса в Вероне и «Апофеоз семьи Пизани»
бального зала виллы Пизани в Стра, а также исполненный по заказу
русского двора плафон на холсте - «Триумф Марса» для большого Китайского
дворца в Ораниенбауме. В апреле 1762 года художник покинул родину. Его
пригласили в Мадрид ко двору Карла III для исполнения большой фрески в
королевском дворце. К 1764 году художник завершил роспись плафона
большого тронного зала. В том же дворце он исполнил еще два значительно
меньших по размеру плафона. Кроме того, в Мадриде Тьеполо выполнил семь
алтарных картин для церкви святого Паскаля (1767).
Последние годы жизни Тьеполо были омрачены соперничеством с испанским
художником Рафаэлем Менгсом: «неоклассицизм» вытеснял уходившее в
прошлое «барокко». Тьеполо обращался и к другим жанрам живописи, создав
несколько великолепных портретов, ярких и выразительных: «Портрет
Антонио Риккобоно» (ок. 1745), «Портрет Джованни Кверини» (ок. 1749).
Живописи художника не уступают по качеству исполнения его рисунки и
офорты. Как рисовальщик и офортист Тьеполо является одним из величайших
мастеров восемнадцатого столетия. Сотни его рисунков и две серии
оригинальных офортов - «Каприччи» и «Скерци ди фантазиа» - отличаются
оригинальностью образов, изобретательностью композиционных решений и,
при лаконизме примененных средств, исключительной светосилой. Умер
Джованни Тьеполо 27 марта 1770 года в Мадриде. |