Elite-Home

Анри Тулуз-Лотрека

На главную ║ Назад    Великие художники

Анри Тулуз-Лотрека (Henri de Toulouse-Lautrec)

 

   Анри Тулуз-Лотрека французский живописец. Анри Тулуз-Лотрека родился 24 ноября 1864 года в южно-французском городе Альби. С самого раннего возраста мальчика донимали болезни. Сначала с ним занимались домашние учителя, а после того, как в 1873 году семья переехала в Париж, Анри поступает учиться в лицей «Фонтан». Вскоре он стал одним из первых учеников. Но постоянные переезды родителей плохо сказывались на его успеваемости. Наконец было решено оставить мальчика в покое, и с той поры он продолжал учебу в компании многочисленных двоюродных братьев и сестер. Рано проявилась у Анри страсть к рисованию. Мать поощряла и старалась развить эти способности. И все было бы хорошо, если бы не слабое здоровье мальчика. Несмотря на лечение лучших врачей, кости все равно срастались неправильно. Лотрек становился калекой. Анри был вынужден постоянно ходить с палочкой, но он не теряет мужества. В ноябре 1881 года со второй порой попытки Анри сдает выпускной экзамен в Тулузе. С марта 1882 года юноша посещает мастерскую известного портретиста Леона Бонна. Молодой художник много рисует. Ему особенно хорошо удаются лошади «Альфонс де Тулуз-Лотрек в карете» (1881), «Нагруженная телега» (около 1875-1880). Он пишет портреты родственников матери - «Графиня де Тулуз-Лотрек» (1883); бабушки - «Габриэль де Тулуз-Лотрек» (1882).
   На какое-то время Лотрек покинул мастерскую Кормона, но затем снова вернулся, чтобы познакомиться с Винсентом Ван Гогом, занимавшимся здесь. Общие творческие привязанности сблизили и подружили двух художников. В 1887 году Лотрек написал портрет Ван Гога. Анри мечтает о собственной мастерской, но родители не одобряли это устремление, и Лотрек работает у своих друзей Рашу и Гренье или в саду на Монмартре. «В этой мастерской под открытым небом Лотреку позировали Глухая Берта, Танцовщица Габриэль, Жюстин Диель и многие другие, - пишет Э. Жульен. - Здесь же исполнены портреты друзей Лотрека Анри и Дезире Дио. Анри Дио, фаготист оперного оркестра, изображен за чтением газеты. Тогда же создан портрет мадемуазель Дио за фортепиано. Во время сеансов, которые проходили дома у Дио, Лотрек видел перед собой ее портрет кисти Эдгара Дега». Наконец родители уступают, и Анри в 1886 году снимает мастерскую на углу улицы Турлак. В 1888 году он принимает участие в выставке «Группы XX» в Брюсселе. С 1889 по 1897 год Лотрек ежегодно выставляется в «Салоне независимых» (за исключением 1896 года). На первой выставке картины «Мулен де ла Галетт», «Портрет Фуркада» и «Женский портрет» были отмечены критикой. У Лотрека своя мастерская, своя модель и любовница Валадон, которую он время от времени приглашает поужинать у себя на квартире, которую делит со своим другом Буржем. К тому времени Лотрек становится завсегдатаем Мулен де ла Галетт, многочисленных кабаре, кафешантанов и баров от площади Пигаль до площади Клиши и на всей улице Толозе. Здесь он развлекается, здесь у него рабочее место. В 1891 году директор «Мулен Руж» Цидлер заказал Лотреку рекламную афишу. Художник создает огромный плакат, быстро сделавший его имя известным всему Парижу. «Афиша «Мулен-Руж» рекламирует знаменитую танцовщицу, - пишет Н.Л. Мальцева. - Неожиданный срез гротескного силуэта ее партнера на переднем плане внезапно приближает сцену к зрителю. Бело-розовая спираль танцовщицы на дальнем плане, бурная энергия и грациозная развязанность движения, арабесковый узор взлетающих одежд, желтый свет ламп рождают атмосферу шумного веселья, головокружительно быстрой смены впечатлений. Лотрек строит композиции на острых и неожиданных сопоставлениях, он как бы открывает часть интерьера и делает зрителя участником события». На замысел одной из лучших литографий «Англичанин в «Мулен Руж», исполненной по живописному этюду, Лотрека натолкнул его приятель и собутыльник художник Уильям Уоренер. На знаменитом полотне «В «Мулен Руж» в живой и естественной обстановке собраны завсегдатаи кабаре и приятели художника. Рядом с кузеном Тапье художник изобразил и самого себя».

   Лотрек исполнил в живописи и графике многочисленные портреты актрис, певиц, танцовщиц Луизу Вебер, Валентина ле Дезоссе, Жану Авриль. Можно назвать еще один портрет Ля Гулю - «Ля Гулю, входящая в «Мулен Руж» (1892). В портрете звезды Монмартра Иветт Гильбер - «Иветт Гильбер поет английскую песенку» (1894) - можно наблюдать типичное для Лотрека сочетание лирической непосредственности с иронией и свойственную художнику манеру «рисующего линейного цвета», средствами которого он достигал импрессионистической вибрации света и подчеркнутости линий. С фантастической силой и комизмом Лотрек передал причудливые сцены ночной жизни в «Мулен Руж» «Пересохшая глотка» (ок. 1889); «Салон на улице Мулен» (1895); «Эти прекрасные дамы» (ок. 1895)». Отзываясь на просьбу друга - литератора Виктора Жоза, Лотрек выполнил две великолепные новаторские рекламные афиши к его романам «Королева радости» (1892) и «Немецкий Вавилон» (1894). Для еще одной книги писателя - «Колено Исидорово» (1897) - Лотрек нарисовал обложку. Художник также иллюстрировал обложки книг В. Барюкана, Т. Бернара, Ж. Серме (1897), Ж. де Тинана, П. Леклерка (1898), Л. Марсоло и А. Биля (1898). Обычно насмешливый, иронично-дерзкий Тулуз-Лотрек становился иногда внимательным, застенчиво нежным. На картине «Джейн Авриль, выходящая из «Мулен Руж» (1892) - задумчивое и усталое лицо танцовщицы, опущенные глаза, строгий костюм; весь образ овеян тихой печалью. Но простым и добрым Лотрек бывает, только рисуя животных, возможно, потому, что в их глазах он не замечает ни удивления, ни жалости к себе ослик с грустными глазами, покорная лошадь с доброй мордой, важные почтенные быки - рисунки для «Естественных историй» Ж. Ренара (1897). Любимый художник его - Дега, и он нередко разрабатывает близкие темы «Прачка с корзиной» (1888, литография); «Туалет», (1896); «Жокей» (1899).
   В 1892 году Лотрек принял участие в Выставке импрессионистов и символистов у де Бутвиля. В следующем году его картины заняли лучшее место на выставке у Буссо и Валадон на бульваре Монмартр. Начиная с 1894 года, художник много путешествует. Он посещает Брюссель, Лиссабон, Лондон, Мадрид, Сан-Себастьян, Бурж, Толедо, Голландию. Лотрек принимает участие в Салонах Свободной эстетики в Брюсселе, участвует в выставке плаката в «Рош Аквариум» в Лондоне, выставке «Салона ста». В 1897 году художник переехал в новую мастерскую на улице Фрошо. Он работает все меньше и меньше. В том году он написал всего около пятнадцати полотен, да и количество литографий тоже намного уменьшилось. Алкоголь, видимо, притуплял его эмоциональность, ослаблял потребность писать. Друзья иногда пытались соблазнить его темами, обращали его внимание на «лотрековские темы», вроде какой-нибудь кокетки с птичьим носом или «обжоры, который вылизывал языком каждую устрицу до того, что раковина становилась перламутровой». Лотрек смотрел, потом меланхолично замечал «Слишком прекрасно! Лучше уже не сделаешь!»
   После приступа белой горячки его поместили в 1899 году в лечебницу. По выходе из нее Лотрек отправился путешествовать по Франции в сопровождении телохранителя, который, как он надеялся, смог бы удержать его от вредных привычек. В 1900 году Лотрек вошел в состав жюри плакатной секции Выставки столетия, а также юбилейной выставки литографии. Вернувшись в Париж в 1901 году, он успел привести в порядок мастерскую и 15 июля уехал домой. Умер Анри Тулуз-Лотрека 9 сентября 1901 года от алкоголизма и сифилиса в родовом замке на руках матери, не дожив до 37 лет.
   По материалам: http://www.tonnel.ru/.

"Туалет", 1889 год. Музей д'Орсе, Париж

"Обучение танцу в Мулен Руж", 1889-1890 годы

"Чтение газеты в саду", 1890 год. Музей Тулуз-Лотрека, Альби

"Портрет Онорины Плетцер", 1891 год. Музей д'Орсе, Париж

 

На главную ║ Назад    Великие художники

Рейтинг@Mail.ru