Успение Пресвятой
Богородицы - праведная кончина Божией Матери; праздник посвящённый
воспоминанию этого события, отмечается 28 августа. В православии
принадлежит к числу двунадесятых Церковных Непереходящих Праздников.
Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в
различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы
проститься и совершить погребение Девы Марии.
В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери -
событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути
Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой
Матери Господней с Сыном Своим.
О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения
Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения,
воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме,
потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя
здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую
благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь
возвратилась в Иерусалим.
Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны
важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб
Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию,
иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у
Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов
отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.
Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией
Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся
райскую ветвь - символ победы над смертью и тлением. Пресвятая
Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот
известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь
Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией
Матери. Перед кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество
прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании,
рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа
Обручника.
В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались
собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде
разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех
прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.
Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы
открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая
Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила
благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего
защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем
Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось
ангельское пение.
От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления.
Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в
Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на
раменах одр Божией Матери. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе
Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился
облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над
процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи,
не веровавшие во Христа.
Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию,
убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников
слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или
Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом,
отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного
раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.
Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В
воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Как говорит святитель
Филарет Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили
«тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее
погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед
за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово
утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери
было восхищено на небо.
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что
смерть как возвращение земле ее персти, а духа - Богу, «Иже даде его»,
не коснулась Благодатной Заступницы нашей. «Побеждены законы природы в
Тебе, Дева Чистая, - воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, - в
рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по
рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица,
наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для
жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в
небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого
бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть
Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти
души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. |