Преполовение - малый
господский православный переходящий праздник, отмечаемый через 25 дней
после Светлого Воскресения. Наименование праздника Преполовением Церковь
заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во
дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в
преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил (Ин.
7, 14-36).
Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских
праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время
странствованиях их по пустыне, и особенно в память показанной Богом
Моисею на горе кущи (Исх. 25, 40), по образу которой Моисей поставил
скинию (Исх. 39, 43; 40,1). Праздник продолжался восемь дней, из которых
первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня, состоявшим
в связи с христианским праздником преполовения, был обряд торжественного
возлияния воды. Возлияние воды было знамением возлияния Святого Духа.
В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и
учил. От божественного учения Господа преполовение стало праздником для
Церкви Христовой. Иудеи, слыша учение, произносимое Господом в праздник,
«дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин. 7, 15).
«Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос,
неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» (Ин. 7,
31). «Многие говорили» об Иисусе Христе: «Он точно пророк» (Ин. 7, 40).
«Другие говорили: это Христос» (Ин. 7, 41).
Этим учением Господь ясно показал Себя Мессией, ходатаем Бога и людей,
законодателем и равным Богу Отцу. Это учение Иисуса Христа,
соответственно половине Пятидесятницы, соединяющей Пасху и праздник
сошествия Святого Духа, предвозвещает и о приближающемся времени
сошествия Святого Духа, ибо «в последний день праздника», во время
которого Господь был в церкви и учил, Он Сам предвозвестил о Святом
Духе, «Которого имели принять верующие в Иисуса Христа» (Ин. 7, 37-39).
Таким образом, Преполовение Пятидесятницы есть явление Божественной силы
и мудрости Спасителя, как Мессии, пославшего Святого Духа.
День Преполовения - это древний христианский праздник. О нем упоминает в
своих поучениях свт. Иоанн Златоуст. В V веке Анатолий
Константинопольский, в VII - преподобный Андрей Критский, в VIII св.
Иоанн Дамаскин, в IX - преподобный Феофан Исповедник воспели
преполовение в духовных песнях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа
среди Преполовения Пятидесятницы.
Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели
Силоамской, и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное
Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику,
жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после
литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие
души водами благочестия, как Он «возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко
Мне и пей» (Ин. 7, 37). |