Всю нашу жизнь рядом с нами
великая святыня - святая вода (по-гречески «агиасма» - «святыня»).
Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей
от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства
трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода
в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и
возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех
предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов,
построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на
крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со
святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой
причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
«Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет
силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с
верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим
Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши
святой богоявленской воды.
Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со
святой водой - и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты
и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама
все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим
благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый
час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное
масло, - нет.
Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления,
называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого
воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только
таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого
естества воды через погружение в нее Бога по плоти.
Великое водоосвящение совершается дважды - в самый день Богоявления, а
также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).
Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни,
различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения
при освящении воды употребляется один чин.
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в
продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и
приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого
источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!
По верованию Церкви, агиасма - не простая вода духовной значимости, но
новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли,
благодати и вещества, и притом весьма тесное.
Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как
своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по
соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет
приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам
оговорка: «Точию агиасму да пиет».
Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме
православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.
Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду,
освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение
всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день
Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в
день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова
Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду,
которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам
ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие
от Иоанна, глава 4, стих 14).
Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой
после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню.
«Когда человек употребляет просфору и святую воду, - говорил затворник
Георгий Задонский, - тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и
тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает
склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели». |