Неделя о Мытаре и Фарисее -
в православном церковном календаре относится к Сплошным Седмицам и
является одной из четырёх подготовительных к Великому посту. Притча о
Мытаре и Фарисее - одна из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в
Евангелии от Луки. Она рассказывает о важности искреннего покаяния и
обличает гордыню.
Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не
таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот
мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что
приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо;
но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот:
ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя
возвысится (Лк. 18; 10-14).
С этой недели Святая Церковь начинает подготовку вурующих к Великому
посту. Нашему вниманию предлагается краткая, но назидательная притча о
мытаре (сборщике податей) и фарисее (законнике).
Кто были фарисеи? Фарисеи между иудеями составляли древнюю и знаменитую
секту: хвалились знанием и исполнением закона устного, который, по их
словам, дан был им Моисеем вместе с писаным: отличались тщательным
исполнением внешних обрядов и особенно крайним лицемерием, "вся же дела
творили, да видимы будут человеки" (Матф. 23, 5). Посему многими людьми
они почитались за добродетельных праведников и по видимой святости жизни
отличными от прочих людей: что и значит имя фарисей. Напротив, мытари,
сборщики царских податей, делали людям много притеснений и неправд, а
потому все их считали грешниками и неправедными.
И мытарь и фарисей молились Богу, но мытарь, осознавая свои грехи,
молился покаянно: "Господи, помилуй мя, грешнаго!". Фарисей же пришел к
Богу с гордо поднятой головой, похваляясь своими добродетелями,
надмеваясь своей праведностью. На примере мытаря и фарисея, святая
Церковь учит нас, что первое условие для добродетели - это смирение и
покаяние, а главное препятствие - гордость. Церковь внушает готовящимся
к посту, подвигу и молитве, что исполнением того, что положено по
Уставу, хвалиться не должно. И молитва, и пост святы и спасительны
только тогда, когда не омрачены самолюбованием и превозношением. Кто
любуется и хвалится своими делами, тот не ведает или забывает, что мы
своими силами без помощи Божьей не можем исполнить всего закона и
следовательно сделаться правыми перед Богом, и само исполнение есть не
заслуга, а наш долг. |