Как проводить святки
Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют
святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены
великими событиями Рождества Христова.
В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе
христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник
Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием
Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого
Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников,
дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то
празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до
6 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти
дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю
православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в
воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или
вечернее время.
Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь
начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы
Освященного (умер в 530 году), в который вошли еще более древние
чиноположения, пишется, что во дни святок "никакоже пост, ниже
коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий", и возбранено
совершать священнодействие брака.
Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до
Богоявления названы праздничными.
Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к
обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет,
нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с
переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте,
всегда запрещала эти суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора
говорится: "Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать
от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них
постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий. Той же
епитимий надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о
счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и
так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных
талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от
этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из
Церкви, как священные правила повелевают. Ибо какое общение праведности
с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом
и Велиаром? (2 Кор. 6, 14-16). Так называемые календы (то есть языческие
празднования первого дня каждого месяца). Бота (языческое празднование
Пану), Врумалия (празднование языческому божеству - Вакху) и народное
сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных.
Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу,
равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и
обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и
чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из
мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить
масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать чтолибо из
вышесказанного, клириков - повелеваем извергать из священного сана, а
мирян - отлучать от общения церковного".
В Священном Писании говорится: "На женщине не должно быть мужской
одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред
Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Втор. 22,5).
Православное правительство Российской империи в своих законах запрещало
"в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по
старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские
одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни". |