Прежде всего, Петровым Постом надо чаще
ходить в церковь и участвовать в богослужении. Нельзя извинять себя
различными личными обстоятельствами, возможностями и невозможностями.
Конечно, никто не может посещать все постные богослужения. Но каждый
может быть хотя бы на некоторых из них. В первую очередь - это субботние
и воскресные службы. В течение Поста необходимо, чтобы хоть один день
был посвящен Таинствам Исповеди и Причащения. Тут не могут быть
убедительны никакие ссылки на условия жизни, недостаток времени и
прочее. Все зависит только от серьезности нашего отношения к религии.
Пост длится от одной до шести недель, и для того, чтобы хоть несколько
раз за это время прийти в храм, нужно минимальное усилие. Но, лишая себя
этих нескольких раз, мы лишаем себя не только красоты и глубины
православных богослужений, но и того, что придает нашему пощению смысл,
делает его действенным.
Нет Поста без пощения. Однако воздержание от животной пищи (мяса, масла,
сыра, яиц и др.) не является исключительно христианской практикой: оно
есть в других религиях, этими вопросами занимается диетология, наконец
люди могут «поститься» и по экономическим причинам... В чем же
особенность поста христианского? Пост как физическое лишение или
ограничение пищи совершенно бесполезен без его второй, духовной,
составляющей. В таком его понимании самыми большими постниками являются
демоны: они вообще не едят и не пьют...Духовная сторона поста состоит в
том, чтобы мы весь наш постный подвиг сосредоточили на Боге, устремили к
Нему.
Мы должны поститься ради Бога. Мы должны через облегчение для тела
ощутить Его присутствие в своей душе. Постом и молитвой изгоняется из
нас все недоброе и нечистое. Однако здесь важно трезво рассчитать свои
духовные силы и физические возможности, чтобы, не начав чрезмерно строго
поститься, затем по немощи и вовсе оставить пост. Каждый, хоть раз
испытавший на себе постную практику, знает, что разумный пост не
ослабляет нас, а создает легкость, собранность, трезвость, радость и
чистоту.
Наконец, от нас требуется образ жизни, который не был бы
противоположностью Посту. В прежние времена в православных странах само
общество создавало великопостную атмосферу, подчиняясь известному ритму
жизни, определенным правилам: об этом напоминал особый, постный звон
церковных колоколов, закрыты были все увеселительные заведения,
прекращались великосветские приемы. Мы не живем в православном обществе.
Мир, в котором живем мы, мир, окружающий нас, не меняется во время
Поста. Поэтому от нас требуется особое усилие, необходимо еще раз
обдумать взаимосвязь между внутренней религиозной жизнью и ее внешними
проявлениями. В первую очередь это касается семьи. Именно дома, в семье,
а не в школе и даже не в церкви образуется основа, стержень
мировоззрения человека, что особенно важно для детей. И первый постный
обычай, который должен прививаться в семье, - это решительное
прекращение просмотра телепрограмм и слушания радио. Наша жизнь
переполнена информацией, весь мир входит в наши дома с экранов
телевизоров. И мало-помалу элементарный опыт внутренней жизни, красота
реального мира просто исчезают, человек становится неспособен
наслаждаться тишиной, теряет способность к молитвенной
сосредоточенности, да и к молитве вообще. Но тишина, созданная
отсутствием светского шума, не должна быть пустотой. Душа наша питается
молитвой, но и разум тоже нуждается в пище. Было бы хорошо заранее
наметить для себя список книг, которые полезно было бы прочитать.
Церковь Постом ждет от нас обогащения нашего духовного и умственного
внутреннего мира. Чтение и духовное размышление дают человеку
возможность обрести этот внутренний мир и его радость.
Что касается долгих часов, проводимых во время Поста вне дома, тут
нельзя дать никакого определенного рецепта. Надо только помнить, что
Пост - это и время искания смысла: профессиональной жизни, отношений с
другими людьми, смысла жизни. И если наша вера имеет какое-либо
значение, она должна быть соотнесена с жизнью во всех ее сложностях. |