Петров (Апостольский) пост
- православный пост, установленный в память о святых апостолах Петре и
Павле, которые постились, готовя себя для евангельской проповеди. Этот
пост начинается через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник,
после девятого воскресения по Пасхе и заканчивается в день Петра и Павла
- 12 июля, когда Церковь воспевает «Петрову твердость и Павлов разум».
Таким образом, в зависимости от даты празднования Пасхи, может
продолжаться от 8 дней до 6 недель.
Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов,
которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве
готовились ко всемирной проповеди Евангелия.
День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из
гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную
Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, -
один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с
людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и
откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон. Место
Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего,
подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по
делам, а по благодати.
Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с
нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов
чертога брачного поститься, когда с ними жених (Лк. 5, 34).
«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим,
чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров
Святого Духа, - пишет святой Лев Великий. - За настоящим празднеством,
которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует
всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и
тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным
благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы
исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их,
между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано
также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом,
делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя
сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами
нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что
услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив,
разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».
Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад
Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя
на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в
воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо
невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не
будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить
нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным,
когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть... По
этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай - после
святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего
из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого
Духа проходить поприще поста.
Обычай поста необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас
пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись
храмами Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены Божественными
водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны
служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем
нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть
этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться
освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви.
Далее святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил
Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым
поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.
Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только
тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым
воздержанием. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте
преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по
окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до
сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.
Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую
очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы
пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней
легко возрастают терние и волчцы и приносится такой плод, который не
собирают в житницу, а обрекают на сожжение. Поэтому мы обязаны ныне со
всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от
небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не
испортил дарованного Богом и в раю добродетелей не взросли терния
пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом».
Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь
апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились
для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это
против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их
память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными
Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а
потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов. |