Николай Яковлевич
Данилевский - русский социолог, культуролог, публицист и
естествоиспытатель. Николай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября 1822
года в селе Оберце Ливенского уезда, Орловская губерния, Россия.
Уроженец Орловской губернии, сын заслуженного генерала, Данилевский
воспитывался в Александровском лицее, а затем был вольным слушателем на
факультете естественных наук в Санкт-Петербургском университете.
Занимаясь специально ботаникой, он вместе с тем с увлечением изучал
социалистическую систему Фурье. Получив степень кандидата и выдержав
магистерский экзамен, он был в 1849 году арестован по делу
Петрашевского. Проведя 100 дней в Петропавловской крепости, он
представил оправдательную записку, в которой доказал свою политическую
невинность, и был освобожден от суда, но выслан из Петербурга и
определен в канцелярию сначала вологодского, а потом самарского
губернатора. В 1853 году он был командирован в ученую экспедицию, под
начальством знаменитого Бэра, для исследования рыболовства по Волге и
Каспийскому морю, а в 1857 году, причисленный к департаменту сельского
хозяйства, он был отправлен для таких же исследований на Белое море и
Ледовитый океан. После этой экспедиции, продолжавшейся три года, он
совершил много таких же, но менее значительных, поездок в различные края
России.
Данилевским выработано ныне действующее законодательство по части
рыболовства во всех водах Европейской России. Приобретя имение на южном
берегу Крыма, Данилевский вступил в энергическую борьбу с филоксерой.
Главное сочинение Данилевского "Россия и Европа" печаталось сначала в
журнале "Заря". Первое отдельное издание вышло в 1871 году, второе - в
1888 году и третье - в 1889 году. Другой обширный труд Данилевского,
"Дарвинизм", появился в 1885 году. В двух толстых книгах Данилевский
подвергает теорию Дарвина подробному разбору с предпоставленной целью
доказать ее полную неосновательность и нелепость. Кроме двух названных
книг Данилевский напечатал в различных периодических изданиях много
статей, частью по своей специальности, частью публицистического
характера. Основное воззрение автора "России и Европы", которое он,
впрочем, не проводит с совершенной последовательностью, резко отличается
от образа мыслей прежних славянофилов. Те утверждали, что русский народ
имеет всемирно-историческое призвание, как истинный носитель
всечеловеческого окончательного просвещения; Данилевский, напротив,
отрицая всякую общечеловеческую задачу в истории, считает Россию и
славянство лишь особым культурно-историческим типом, однако наиболее
широким и полным. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое
отдельным языком или группой языков довольно близких между собой для
того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких
филологических изысканий, составляет самобытный культурно-исторический
тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому
развитию и вышло уже из младенчества. Таких типов, уже проявившихся в
истории, Данилевский насчитывает 10: египетский, китайский,
ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий,
римский, ново-семитический, или аравийский, и германо-романский, или
европейский. Россия с славянством образуют новый, имеющий в скором
времени проявиться культурно-исторический тип, совершенно отличный и
отдельный от Европы. К этим несомненным, по Данилевскому, естественным
группам он причисляет еще два сомнительных типа - американский и
перуанский. Умер Николай Яковлевич Данилевский 7 ноября 1885 года в
Тифлисе.
|