Хабакук - один из
двенадцати малых пророков. Пророчества его, состоящие из трёх кратких
глав, составляют 8-ю книгу сборника 12 Малых пророков (Тре-ассар) в
еврейском каноне. Время и место деятельности Аввакума с точностью не
обозначено; но из содержания его речей, в которых он жалуется на
угнетение слабых сильными и говорит о завоевательных походах халдеев,
можно заключить, что он жил во время первого нашествия халдеев на
Иерусалим, при царе Иоакиме - между второю половиною царствования
Манассии, около половины VII века, когда действовал пророк Нахум, и
началом царствования Иосии, когда начал свою пророческую деятельность
Софония. В самой книге есть данные, позволяющие относить ее написание к
половине VII века до н. э., ок. 650 года.
По своему содержанию "пророчество Хабакук направлено против Вавилона и
Навуходоносора, царя халдейского; так что, подобно тому, как прежде
Нахум, за которым следует Хабакук, имел пророчество против Ниневии и
ассириян, которые победили десять колен, называвшихся Израилем, Хабакук
получает пророчество против Вавилона и Навуходоносора, которыми
подвергнуты погрому Иуда, Иерусалим и Храм". Вместе с тем, внимание
пророка, как, несомненно, и благочестивых иудеев его времени, занято
мыслью о внутренних настроениях религиозно-общественной жизни своего
отечества и преимущественно о главном зле времени - о преобладании силы
над правом, о нечестии судей, о совершенном разорении положительного
закона и падении самого чувства законности. Пророк от имени Божия
угрожает своим современникам Иудеям, за их нечестие неожиданным и
изумительным бедствием - нашествием невиданного ими дотоле народа
Халдеев. Бедствие это еще не наступило, пророк лишь предвидит его
приближение; Иерусалим и храм еще существуют, и в храме надлежащим
образом отправляется богослужение, хотя в общественной жизни царит
бесправие и всякого рода нечестие; богопоставленная царская власть тоже
существует.
Отсюда видно, что, при своем небольшом объеме, книга пророка Хабакука
имеет весьма важное - как историческое, так и вероучительное значение.
Как книга пророка Нахума отражает заключение ассирийского периода в
истории библейского Израиля, так книга пророка Хабакука отмечает начало
халдейского влияния в этой истории. Затем изображение Богоявления в гл.
III, опирающееся на древне-библейское изображение Синайского
Законодательства, весьма характерно для допленного пророческого
воззрения.
Пережил ли пророк Хабакук разрушение Иерусалима, достоверно неизвестно,
хотя у псевдо-Епифания есть известие о том, что пророк Хабакук не только
пережил падение Иудейского царства, но и умер всего за два года до
возвращения иудеев из плена. Могилу пророка во времена Евсевия
показывали при Киле в Палестине, в Иудином колене, близ Елевферополя. |