Миха - один из двенадцати
малых пророков, современник Исайи. Миха ха-Морашти (то есть из поселения
Мареша или Морешет-Гат в Шфеле) жил в годы падения Самарии (около 720 года
до н. э.). Книга Михи - шестая среди книг малых пророков.
Пророчества Михи открываются предсказанием близкой гибели Самарии и
вторжения врага в Иудею: во 2-3 главах пророк обрушивается на "глав
Иакова" и "князей дома Израилева", творящих беззаконие и притесняющих
народ, и на лжепророков; отрывок завершается угрозой грядущей гибели
Иерусалима. Главы об избавлении открываются пророчеством о конце дней, в
котором первые три стиха дословно совпадают с Ис. 2:2-4, причем их
универсалистский характер, уместный у Исайи, мало соответствует
национальному характеру пророчеств Михи. Следующие за ними
пророчества-утешения предвещают возвращение в Сион из рассеяния и
восстановление царства Давидова в Иерусалиме, победу над Ассирией и
милость Бога к Своему народу. Далее следуют обвинения, которые
завершаются вестью о грядущем прощении и возвращении милости Бога.
В пророчествах Михи нет прямых упоминаний об исторических событиях его
времени, в частности, о походах ассирийских царей в Сирию, Эрец-Исраэль
и земли филистимлян. Перечень городов в Шфеле, намекающий на вражеское
вторжение, и упоминание Ассирии (в том числе как "страны Нимрода") носят
весьма общий характер и связаны с идеей чудесного избавления. Миха не
критикует внешнюю политику иудейских царей; его критический пафос
обращен против социальной несправедливости, и резкость его инвектив, их
горечь и ирония не имеют себе равных у других библейских пророков. Миха
бросает обвинения в адрес всего народа, однако его гнев обращен в первую
очередь против богатых, вождей и лжепророков.
О пророчествах Михи упоминает спустя столетие Иеремия, сообщая, что,
услышав эти пророчества, царь Хизкияху молил Бога о милости, и Он
отвратил Свой гнев.
Некоторые исследователи усомнились в авторстве и времени создания
пророчеств-утешений Михи, утверждая, что идея возвращения рассеянных в
Сион вряд ли могла быть актуальна в его дни. Однако эта идея могла
получить хождение после разрушения Самарии и, таким образом, связана с
мечтой о возвращении из пленения ассирийского. В отличие от концепций
Исайи, у Михи возвращение рассеянных не связано с раскаянием и
восстановлением правосудия и справедливости; избавление обусловлено
исключительно милостью Бога, истоки которой - в Завете, заключенном Им с
праотцами Израиля, и носит национальный характер, а не связано с
избавлением всего человечества. Миха трактует возрождение Израиля как
восстановление его мощи под властью царя - грозного воителя. |