Овадия - один из двенадцати
малых пророков, пророк, которому приписывается авторство четвертой из
книг Пророков малых, названной его именем. В раввинистической литературе
Овадия отождествляется с упоминаемым в Танахе Овадией, управителем
царского дворца при Ахаве, и считается прозелитом из Эдома. Книга Овадии
- наиболее краткая как среди книг Малых пророков, так и в Библии в целом
и содержит всего одну главу (21 стих).
Тема пророчества Овадии - кара, ожидающая Эдом за открытое проявление
враждебности к Иудее во время вавилонского вторжения, осады и падения
Иерусалима в 586 г. до н. э. Пророк укоряет "дом Исава" (то есть Эдом)
"за притеснение брата своего Иакова" в день, когда чужеземцы "бросали
жребий об Иерусалиме" и уводили иудеев в плен, Эдому "не следовало
радоваться о сынах Иехуды в день гибели их" и оказывать содействие
вавилонянам - "стоять на перекрестках для истребления бежавших... и
выдавать уцелевших..." . Память о враждебности Эдома во время
вавилонского вторжения сохранена также в пророчествах Исайи, Иеремии,
Иехезкеля, Малахи, а также в Псалмах и Плаче Иеремии, - причем во всех
этих источниках выражается уверенность в Божьей каре, которая неминуемо
постигнет Эдом за этот грех. Грядущее возмездие Эдому стоит в центре
пророчества Овадии. Пророк, видимо, намекает на бедствие, однажды уже
постигшее Эдом, - захват иудейским царем Амацией идумейской крепости
Села (буквально "скала") около 800 г. до н. э. и предвещает, что в
следующий раз враг проникнет в самое "гнездо" Эдома; союзники покинут
его, и друзья нанесут ему удар. Возмездие - близящийся "день Господень"
- мыслится как воздаяние, основанное на принципе "око за око": "как ты
поступал, так будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою".
Овадия возвещает спасение Израилю на горе Сион, где дому Иакова будет
возвращено его наследие; тогда свершится суд над народами, и дом Исава
будет истреблен. В последних трех стихах судьба Эдома трактуется как
эпизод эсхатологии, триумфа Израиля и установления царства Господня.
Среди исследователей существуют разные мнения относительно единства
книги Овадии и датировки ее предположительных компонентов. Явное
сходство между книгами Иеремия и Овадия приводит к заключению, что оба
текста восходят к более древнему источнику (некоторые ученые датируют
его приблизительно 800 г. до н. э.). Эдом был разорен в результате
вторжения аравийских кочевников в конце 6 века до н. э., и, возможно,
этим временем следует датировать составление основных отрывков книги
(стихи 1-18). Некоторые исследователи придерживаются мнения, что
эсхатологическая концовка пророчества Овадии (стихи 19-21) - это
позднейшее добавление. |