Elite-Home

Иудаизм

На главную ║ Назад    Иудаизм

Амос (Amos)

 

   Амос - один из двенадцати малых пророков, библейский пророк, живший в Израильском царстве в 8 веке до н. э. Книга Амоса является третьей среди книг двенадцати Пророков малых в еврейском каноне и второй в Септуагинте. Амос считается самым ранним из "письменных пророков".
   Амос был овчаром (нокед) из Ткоа и пророчествовал о судьбах Израиля при иудейском царе Уззии и израильском царе Иороваме II. Столица Израильского царства Самария и, в особенности, святилище в Бет-Эле являлись местом его деятельности. (По всей вероятности, его родиной был неизвестный город Ткоа в Иудее, но галилейский Ткоа в Израильском царстве, упоминаемый в Талмуде).
   Моральные и социальные сентенции и укоры, содержащиеся в поздних пророчествах Амоса, характерны для второй половины правления Иоров‘ама, когда Дамаск и Хаммат находились уже под властью Израиля. Моралистическая проповедь Амоса датируется, во всяком случае, не ранее солнечного затмения, упомянутого в ней, которое произошло в месяце сиване 763 г. до н. э. (согласно ассирийским источникам). Это событие отражается в образных описаниях Амосом бедствий, которые постигнут Израиль в наказание за его грехи. Самария отличалась роскошью, самодовольством и беспечностью.
   Подобно другим пророкам, Амос направлял свой гнев против социальных и моральных пороков: ограбления бедных, неправды в суде, обмана в торговле, грабежа и насилия, совершавшихся правящей верхушкой. Одновременно он осуждал также жизнь в роскоши и наслаждениях, выражая и в этом общий пророческий идеал простой и праведной жизни. Земные блага и благополучие правителей возмущали Амоса еще и потому, что благодаря им высшие классы становились самоуверенными и не верили в угрожавшую им кару Божью. Поэтому Амос высмеивал также радость народа по поводу завоеваний, которые - предупреждал он - должны были кончиться ничем.
   Амос резко осуждал богослужения в храмах со множеством жертвоприношений и сборищами исступленно восторженной толпы. Все эти празднества и торжества, изобилие и внешнее великолепие не отменят Господнего решения о разрушении святилищ. Спасение придет лишь к тем, кто взыскует Бога, что выражается в стремлении к добродетели, моральному совершенству человека и общества. Пророк заявляет, что Господь презирает культ, практикуемый в Его честь, ведь во время скитаний в пустыне после исхода из Египта Израиль не почитал Бога закланиями и жертвами.

   Амос не отрицает храмового культа категорически. Он умаляет его значение лишь для того, чтобы подчеркнуть важность социальной этики. Культовые обряды теряют свой смысл, если они уживаются с падением нравов и общественной несправедливостью. Его призыв воздержаться от посещения храмов связан с призывом искать истинного Бога, чтобы спастись от грядущей катастрофы. Само сознание, что судьба народа определяется исключительно его моральными достоинствами и достижением социальной справедливости, нашло в Амосе своего первого глашатая в библейской литературе.
   В дальнейшем этот мотив выступает с разной силой у всех последующих великих пророков. Амос и другие пророки вряд ли сознавали всю уникальность своего взгляда, таившего в себе революционную идею. Они рассматривали свою идею предпочтения нравственного совершенства религиозному культу как основополагающий принцип древней веры в Бога Израилева. От Его имени они обращались к народу, на Его авторитет они опирались в своих этических требованиях.
   Амос - один из создателей библейской эсхатологии. Большая часть пророчеств Амоса посвящена грозящей Израилю катастрофе. Он первый заговорил об угрозе изгнания. (Он же первый употребил в связи с этим глагол "изгнать", "отправить в изгнание") Амос пользовался также эсхатологическим термином "день Господень". В народном представлении это понятие обозначало день спасения Израиля; Амос, однако, утверждал, что это будет днем бедствия и суда.
   Хотя Амос и говорит о себе, что Господь взял его "от овец", чтобы пророчествовать "к Израилю", его изысканный и высоко­худо­же­ственный стиль, безусловно, свидетельствует об образовании и литературном опыте. Он прекрасно знал жизнь верхушки общества, хорошо разбирался во всех военных и политических событиях, происходящих в окружающих Израиль странах; его кругозор охватывал даже судьбы народов всего Ближнего Востока.
 
   По материалам: http://www.eleven.co.il/.

На главную ║ Назад    Иудаизм

Рейтинг@Mail.ru