Амос - один из двенадцати
малых пророков, библейский пророк, живший в Израильском царстве в 8 веке
до н. э. Книга Амоса является третьей среди книг двенадцати Пророков
малых в еврейском каноне и второй в Септуагинте. Амос считается самым
ранним из "письменных пророков".
Амос был овчаром (нокед) из Ткоа и пророчествовал о судьбах Израиля при
иудейском царе Уззии и израильском царе Иороваме II. Столица
Израильского царства Самария и, в особенности, святилище в Бет-Эле
являлись местом его деятельности. (По всей вероятности, его родиной был
неизвестный город Ткоа в Иудее, но галилейский Ткоа в Израильском
царстве, упоминаемый в Талмуде).
Моральные и социальные сентенции и укоры, содержащиеся в поздних
пророчествах Амоса, характерны для второй половины правления Иоров‘ама,
когда Дамаск и Хаммат находились уже под властью Израиля.
Моралистическая проповедь Амоса датируется, во всяком случае, не ранее
солнечного затмения, упомянутого в ней, которое произошло в месяце
сиване 763 г. до н. э. (согласно ассирийским источникам). Это событие
отражается в образных описаниях Амосом бедствий, которые постигнут
Израиль в наказание за его грехи. Самария отличалась роскошью,
самодовольством и беспечностью.
Подобно другим пророкам, Амос направлял свой гнев против социальных и
моральных пороков: ограбления бедных, неправды в суде, обмана в
торговле, грабежа и насилия, совершавшихся правящей верхушкой.
Одновременно он осуждал также жизнь в роскоши и наслаждениях, выражая и
в этом общий пророческий идеал простой и праведной жизни. Земные блага и
благополучие правителей возмущали Амоса еще и потому, что благодаря им
высшие классы становились самоуверенными и не верили в угрожавшую им
кару Божью. Поэтому Амос высмеивал также радость народа по поводу
завоеваний, которые - предупреждал он - должны были кончиться ничем.
Амос резко осуждал богослужения в храмах со множеством жертвоприношений
и сборищами исступленно восторженной толпы. Все эти празднества и
торжества, изобилие и внешнее великолепие не отменят Господнего решения
о разрушении святилищ. Спасение придет лишь к тем, кто взыскует Бога,
что выражается в стремлении к добродетели, моральному совершенству
человека и общества. Пророк заявляет, что Господь презирает культ,
практикуемый в Его честь, ведь во время скитаний в пустыне после исхода
из Египта Израиль не почитал Бога закланиями и жертвами.
Амос не отрицает храмового культа категорически. Он умаляет его значение
лишь для того, чтобы подчеркнуть важность социальной этики. Культовые
обряды теряют свой смысл, если они уживаются с падением нравов и
общественной несправедливостью. Его призыв воздержаться от посещения
храмов связан с призывом искать истинного Бога, чтобы спастись от
грядущей катастрофы. Само сознание, что судьба народа определяется
исключительно его моральными достоинствами и достижением социальной
справедливости, нашло в Амосе своего первого глашатая в библейской
литературе.
В дальнейшем этот мотив выступает с разной силой у всех последующих
великих пророков. Амос и другие пророки вряд ли сознавали всю
уникальность своего взгляда, таившего в себе революционную идею. Они
рассматривали свою идею предпочтения нравственного совершенства
религиозному культу как основополагающий принцип древней веры в Бога
Израилева. От Его имени они обращались к народу, на Его авторитет они
опирались в своих этических требованиях.
Амос - один из создателей библейской эсхатологии. Большая часть
пророчеств Амоса посвящена грозящей Израилю катастрофе. Он первый
заговорил об угрозе изгнания. (Он же первый употребил в связи с этим
глагол "изгнать", "отправить в изгнание") Амос пользовался также
эсхатологическим термином "день Господень". В народном представлении это
понятие обозначало день спасения Израиля; Амос, однако, утверждал, что
это будет днем бедствия и суда.
Хотя Амос и говорит о себе, что Господь взял его "от овец", чтобы
пророчествовать "к Израилю", его изысканный и высокохудожественный
стиль, безусловно, свидетельствует об образовании и литературном опыте.
Он прекрасно знал жизнь верхушки общества, хорошо разбирался во всех
военных и политических событиях, происходящих в окружающих Израиль
странах; его кругозор охватывал даже судьбы народов всего Ближнего
Востока. |