Йоэль - один из двенадцати
малых пророков. Сын Вафуила, родился и жил в IX веке до н. э. в Иудее,
во время правления иудейских царей Иоаса и Амасии. Имя Йоэль означает
"Господь есть Бог". В довольно благополучный период Иудейского царства,
Йоэль в основном призывал сограждан к искренней вере в Бога и отказу от
показного служения Господу. Его книга представлена как "слово Господне,
которое было к Йоэле, сыну Вафуила". Пожалуй, это и все, что мы узнаём
из Библии о самом Йоэле. Главное внимание уделяется самой пророческой
вести, а не составителю книги. Близкое знакомство Йоэля с Иерусалимом,
его Храмом и особенностями храмового служения указывает на то, что,
возможно, пророк писал свою книгу в Иерусалиме или в Иудее. Йоэль -
первый библейский пророк, по преданию оставивший после себя запись своих
проповедей (книга Йоэля).
Книгу Йоэля можно рассматривать как краткое изложение основных тем
затрагиваемых библейскими пророками: мрачное предсказание бедствий,
надвигающегося дня Господня; призыв к сохранению веры и к покаянию, к
выходу из состояния нравственного сна; радостное предвосхищение спасения
Господом Его народа. Она проникнута ожиданием пришествия Бога и Его
суда. Йоэль - пророк покаяния, призывающий к посту и молитве.
По всей вероятности, поводом к выступлению пророка послужило страшное
бедствие, постигшее Иудею: саранча истребила посевы и народ был обречен
на голод. Нашествие саранчи представлено в книге как день Господень -
день тьмы и мрака, как опустошение от Всемогущего придет он. Саранча
уподобляется воинам вражеской армии разоряющих землю. За описанием
бедствия следует призыв к покаянию и обращению к Господу, в отличие от
многих пророков Йоэль в покаяние выделяет не только внутреннюю его
сторону, но и внешнюю, культовую. Вслед за призывом покаяния следует
резкая смена темы и пророк предсказывает возрождение и благоденствие.
Предсказание дня Господня, спасения и суда Божьего, в книге Йоэля
особенно ярко представлено, что день Господень это и радость и горе.
Первое пророчество, связанное с ним, - это пророчество о нисхождение
Духа Божьего на Его народ. Если прежде Дух Божий сходил только на
избранных (пророков, назареев, царей), то в день Господень весь народ
Божий будет наделен этим даром. Потом следует мрачная картина знамений
того дня -, но и обещание спасения для всех, призывающих Имя Божье.
Третья глава описывает великий суд в "долине Иосафата". Это название
буквально означает "Господь судит" и символизирует собой место, где
Господь будет судить народы. В стихе 14 она названа "долиной суда", из
стиха 16 можно заключить, что она находится в окрестностях Иерусалима,
но нет достаточно веских данных, чтобы отождествлять эту местность с
нынешней "долиной Иосафата" (долиной Кедрона, на юго-восток от Храма).
Такое название этой долины встречается впервые лишь в V веке н.э. В
данном пророчестве сочетаются грозные обещания наказания для противников
народа Божьего и обещания благоденствия для избранных Им. |