Элийяху - библейский пророк
в Израильском царстве времен царя Ахава и его сына Ахазии (9 век до н.
э.). Жизни и деятельности Элийяху посвящен в Библии цикл легенд и
преданий, возникших, по всей видимости, в кругах учеников и
последователей пророка. Появление Элийяху так же неожиданно, как и его
чудесный конец, вознесение на небо, - событие совершенно уникальное во
всей Библии. Беззаветная преданность Элийяху Богу и его самоотверженная
борьба против идолопоклонства, процветавшего при Изевель, и против
царских беззаконий превратили Элийяху в идеальную фигуру израильского
пророка.
Элийяху, по-видимому, был родом из города Тишбе в Гиладе. В Библии Илия
представлен как нищенствующий аскет-подвижник, сильная личность, вокруг
которой сложилась плеяда молодых пророков, бней ха-невиим (буквально
"сыновья пророков"), посвятивших себя единому Богу Израиля и
бескомпромиссно боровшихся с соперничающим культом финикийских Ваалов.
Проникнутый твердой верой в Бога, Илия вступает в борьбу как с народными
массами, которые "хромают на оба колена", так и с царем Ахавом,
относящимся терпимо к насаждению царицей Изевель культов Тирского Ваала
и Ашеры. Усматривая в распространении чужих культов угрозу религиозной
самостоятельности израильского народа, Элийяху вступает в конфликт с
царским двором, стремившимся укрепить экономический и политический союз
с Финикией. Элийяху становится выразителем политической оппозиции дому
Омри, представители которого, сохраняя личную верность Богу Израиля,
толерантно относятся к явлениям политеизма в их царстве. Разгневанная
выступлениями Элийяху, Изевель преследует его последователей, беспощадно
истребляет их и, наконец, грозит убить самого Илию.
Первое открытое столкновение между Элийяху и Ахавом, согласно
библейскому повествованию, происходит во время длящейся уже два года
засухи, в которой пророк и его последователи видят Божественную кару за
идолопоклонство. Представ перед царем, Элийяху заявляет: "Не будет в эти
годы ни росы, ни дождя, разве лишь по слову моему". Когда же на третий
год Бог велит Элийяху явиться перед Ахавом и обещать ему положить засухе
конец, Элийяху требует от Ахава собрать "весь Израиль", а также 450
пророков Ваала и 400 пророков Ашеры на горе Кармел и там обращается к
народу с призывом раз и навсегда сделать выбор между Богом Израиля и
Ваалом. Илия предлагает пророкам Ваала ниспослать огонь, который
поглотит возложенную ими на алтарь жертву. После неудачи жрецов Ваала,
бесновавшихся и взывавших к своему божеству "с утра до полудня", Элийяху
восстанавливает разрушенный жертвенник Богу, возлагает на него жертву,
велит трижды полить ее и дрова водой и возносит краткую молитву, после
которой сошедший с неба огонь немедленно поглощает "и жертву, и дрова, и
камень, и песок, и воду". Народ, пав ниц, возглашает: "Яхве есть Бог";
Элийяху велит схватить пророков Ваала и заколоть их. Бог прощает
кающийся народ и прекращает засуху обильным дождем. Ахав не противится
действиям Элийяху, и тот, в знак лояльности царю, бежит перед его
колесницей от горы Кармел до Изреельской долины.
Спасаясь от мести Изевель за избиение пророков Ваала и Ашеры, Элийяху
уходит в пустыню, где, обессиленный, просит смерти. Явившийся ему ангел
подкрепляет его силы и велит продолжать путь. После 40 дней скитаний
Элийяху приходит к горе Хорев и там, где Бог явился Моисею в неопалимой
купине, Он является к Элийяху, однако не в вихре, "разрушающем горы и
расщепляющем скалы, не в громе, не в огне, но в тихом веянии ветра". Бог
велит Элийяху подготовить к их миссии людей, которые станут орудием Его
кары: Хазаэля помазать в цари Арама, Иеху - в цари Израиля, а Элишу -
преемником Элийяху.
Хотя главной причиной борьбы Элийяху с Ахавом и Изевель было поощрение
ими идолопоклонства, однако не оно, но несправедливость и беззаконие,
проявленные ими в неправедном суде и казни Навота, и присвоение его
угодья вызвали ярый гнев пророка, и именно за этот грех предсказал
Элийяху позорную смерть Изевель и гибель всего дома Омри.
Чудесное вознесение Элийяху, согласно библейской традиции, на небо в
огненной колеснице отводит ему особое место как в еврейской эсхатологии,
так и в литературе Аггады и каббалы. Пророчество Малахи, согласно
которому Элийяху явится Израилю "перед наступлением дня Господня,
великого и страшного", стало исходным пунктом для ассоциации Элийяху с
мессианской эрой. В хвалебной речи об Элийяху в книге Бен-Сиры
Премудрость ему приписывается будущее восстановление "колен Израиля".
Таннаи также считали, что Элийяху предназначено "водворить мир на земле
и соединить разрозненных", а также разрешить накопившиеся в течение
веков разногласия и споры по вопросам Галахи и разъяснить те места в
Библии, которые кажутся противоречивыми или непонятными. |