Хошеа - один из двенадцати
малых пророков. Хошеа книга - первая из двенадцати книг Пророков малых.
Очевидно, книга была составлена в Северном (Израильском) царстве;
отредактирована была после падения Израильского царства в Иудее. Стиль и
метафорика книги Хошеа оказали глубокое влияние на более поздних
письменных пророков.
Три первые главы книги содержат два пророческих повествования - от
третьего и от первого лица. В первом повествовании Бог повелевает
пророку взять в жены блудницу, "ибо сильно блудодействует земля сия,
отступившись от Господа" . Следуя этому повелению, пророк берет в жены
Гомер. Родившегося от нее сына Бог повелевает наречь Изреэль в знак
того, что вскоре Он "сокрушит лук Израилев в Изреельской долине",
рожденную вслед за этим дочь - Лорухамой (Непомилованной) в знак того,
что Он "не будет более миловать дома Израилева, чтобы прощать им", а
младшего сына - Лоамми (Не Мой народ; "потому что вы не Мой народ, и Я
не буду вашим Богом"). За этим - до конца второй главы -
следует речь Бога, в которой Он грозит карой осрамившей себя
блуднице-Израилю ("за дни служения ваалам, когда она кадила им и,
украсивши себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а
Меня забывала"), но в то же время обещает "говорить к сердцу ее": "... и
обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и
милосердии... и помилую Непомилованную, и скажу Не Моему народу: "Ты -
Мой народ", - а он скажет: "Ты - мой Бог". Впервые появляющийся в книге
Хошеа мотив заключения Богом нового завета с Израилем - на этот раз
навечно - использован впоследствии Иеремией, откуда его затем
заимствовал Иехезкель. Второе пророчество - на этот раз от первого лица
- содержит то же послание, что и первое. В нем звучит та же тема
неверности Израиля ("долгое время сыны Израилевы будут оставаться без
царя... и без жертвы"); как и в первом пророчестве, есть образы пророка
и женщины, однако слова пророчества о последующем раскаянии Израиля и
возвращении Божьей милости утрачивают аллегорическую форму и выражены
прямо.
Остальные главы книги Хошеа можно подразделить на три части. Основной
мотив первой части - обвинение народа в преступлениях:
убийстве, воровстве, прелюбодеянии, клятвопреступлении и т. п. За эти
грехи Эфраим (так обозначено в этой части книги Хошеа население
Израильского царства) был наказан тем, что он стал слабым и униженным.
Воспользовавшись его слабостью, "вожди Иудины стали подобны
передвигающим межи". Эфраим обратился за помощью к Ассирии, но тщетно -
только Бог, который наказал Эфраима, сможет исцелить его. В скорби своей
Эфраим будет искать Бога, но его благочестие преходяще - Бог ожидает от
Эфраима соблюдения завета (хесед), познания Бога, а не жертв. За то, что
народ Израиля не взывает к Богу "сердцем своим", а, продолжая грешить,
взывает к египтянам и ассирийцам, он будет наказан.
В следующей части на первый план выступает грех
идолопоклонства: "Оставил тебя телец твой, Самария", - "ибо много
жертвенников настроил Эфраим... ко греху послужили ему эти жертвенники".
Бог накажет израильтян изгнанием, "и будут они скитальцами между
народами". В этой связи Бог напоминает Эфраиму о проступках Иакова, за
которые он был наказан изгнанием.
В последней части пророк наставляет Израиль, как вернуться к
своему Богу: воззвать к Его милосердию и прекратить уповать на помощь
идолов, египтян и ассирийцев. За это Бог возлюбит Израиль по Своему
благоволению и отвратит от него Свой гнев. Когда Эфраим скажет: "Что мне
за дело до идолов?" - Бог услышит его и поможет ему.
Пророческая концепция книги Хошеа представляет интерес не только потому,
что Хошеа - один из первых письменных пророков, но и потому, что книга
отражает все стороны жизни народа в эпоху Первого храма. Три основные
мотива пророчества - грех народа, призыв к раскаянию и связь между
народом Израиля и его Богом. Пророк бичует народ за отход от Бога, веру
в идолов и поклонение чужим богам, в частности, Ваалу, то есть за
предательство по отношению к Богу Израиля. Пророк напоминает народу его
историю и видит в проступках грех, который повлияет на его историческое
будущее. Несмотря на то, что из поколения в поколение Бог предостерегал
народ, Израиль отвернулся от Него и погряз в идолопоклонстве, ища
спасения у чужих богов и лжепророков, которых Хошеа обличает с особой
страстью. Священники также становятся объектом обличения. С позиции
религиозных ценностей Хошеа критикует общественные порядки и
государственную политику Северного царства. Без раскаяния нет спасения
Израилю, и потому Бог решил покинуть Свой народ до тех пор, пока тот не
вернется к Нему, глубоко раскаявшись в грехе и вновь заключив с Ним
завет. Отношение Бога со Своим народом - отношение, основанное на любви,
и обновление завета - это как бы обновление помолвки, обручения. |