Шмуэль - еврейский
библейский пророк, последний и знаменитейший из судей израильских (XI
век до н. э.). Шмуэль воспитывался при Скинии в самое тяжёлое и смутное
время в жизни израильтян. Он явился преобразователем своего народа.
Созвав народ в Массифе на торжественное покаяние, Шмуэль настолько
поднял его дух, что филистимское иго было свергнуто; началось всеобщее и
быстрое возрождение, которому особенно много содействовали основанные
Шмуэлем "пророческие сонмы" или "пророческие школы" - своего рода
религиозно-нравственные братства или общества, имевшие задачей
пробуждать в народе дух патриотизма и распространять просвещение. Шмуэль
мудро правил народом в качестве верховного судьи до преклонных лет и
высоко поднял его благосостояние.
Книга Шмуэля - восьмая книга еврейской канонической Библии и третья в ее
разделе так называемых ранних пророков. Изначально единая книга, в
Септуагинте и в Вульгате она была разделена на две книги, получившие
название I и II (из четырех) книг Царств. В еврейских рукописях Библии
текст рассматривался как единая книга, и лишь с появлением печатной
Библии в 15 веке деление на I и II книгу Шмуэля вошло в еврейскую
традицию. Название книги в еврейском каноне не предполагает авторство
Шмуэля, а очевидно дано потому, что Шмуэль - первая значительная
личность, появляющаяся в повествовании.
Основная тема книги Шмуэля - становление Израильского царства: биография
Шмуэль до истории Саула; Шмуэль и Саул; Саул и Давид; приход Давида к
власти; продолжение истории Давида; дополнения к рассказу о правлении
Давида (продолжение истории Давида, его старости и воцарения Соломона
входит уже во II книгу Царей). Главная цель книги Шмуэля - попытка
критического осмысления событий, связанных со становлением монархии как
института национально-религиозного значения. Этот подход виден в
построении повествования, ставящего ряд исторических вопросов, и прежде
всего - было ли установление царской власти Божьим даром или
богоотступничеством.
Книга Шмуэля не принадлежит перу одного автора, хотя несомненно, что
впоследствии текст подвергся редактуре. Она включает разнообразные
элементы как с жанровой, так и с содержательной точки зрения. Большая
часть текста составлена из повествований, связанных содержательно
(единство места и времени) и стилистически (диалоги, повтор формул,
рамочное построение и т. п.). Книга содержит поэтические фрагменты,
представляющие собой речь персонажей. Некоторые из этих поэтических
фрагментов встречаются и в других книгах Библии, поэтому возникает
вопрос, принадлежат ли поэтические тексты той же эпохе, что и основное
повествование книги. В книге Шмуэля часто встречаются пророчества и
Божественные наставления. В большинстве случаев такие отрывки образуют
часть повествования, однако иногда представляют собой самостоятельные
литературные композиции. В книге содержится материал, источником
которого служили царские архивы, - например, списки сановников Давида,
имена его жен и сыновей, перечни его войн и завоеваний. Обычно этот
материал стилистически подчинен повествовательным частям или сам
включает повествовательные детали. Реже архивный материал образует
самостоятельный текст.
В книге Шмуэля встречаются и другие жанровые элементы - молитва, мотивы
притчи, пословицы и поговорки. Основным методом составителя, очевидно,
была компоновка материала в более или менее хронологическом порядке, что
часто требовало членения используемых источников и перегруппировки их
частей в соответствии с логикой и хронологией. Большинство
исследователей придерживается мнения, что источники, использованные при
составлении Шмуэля книги, включали сказания о детстве Шмуэля,
повествование о Ковчеге Завета, о становлении монархии - о событиях в
Мицпе, Раме и Гилгале, рассказы о Давиде, историю событий при его дворе,
а также дворцовые архивы, пророчества, стихотворные композиции.
Книга Шмуэля - исторический документ первостепенной важности для
понимания событий, которые привели к становлению монархии. Она отражает
разные религиозно-этические оценки этого института и попытки его
осмысления религиозным мировоззрением. |