Elite-Home

Иудаизм

На главную ║ Назад    Иудаизм

Шмуэль или Самуил (Samuel)

 

   Шмуэль - еврейский библейский пророк, последний и знаменитейший из судей израильских (XI век до н. э.). Шмуэль воспитывался при Скинии в самое тяжёлое и смутное время в жизни израильтян. Он явился преобразователем своего народа.
   Созвав народ в Массифе на торжественное покаяние, Шмуэль настолько поднял его дух, что филистимское иго было свергнуто; началось всеобщее и быстрое возрождение, которому особенно много содействовали основанные Шмуэлем "пророческие сонмы" или "пророческие школы" - своего рода религиозно-нравственные братства или общества, имевшие задачей пробуждать в народе дух патриотизма и распространять просвещение. Шмуэль мудро правил народом в качестве верховного судьи до преклонных лет и высоко поднял его благосостояние.
   Книга Шмуэля - восьмая книга еврейской канонической Библии и третья в ее разделе так называемых ранних пророков. Изначально единая книга, в Септуагинте и в Вульгате она была разделена на две книги, получившие название I и II (из четырех) книг Царств. В еврейских рукописях Библии текст рассматривался как единая книга, и лишь с появлением печатной Библии в 15 веке деление на I и II книгу Шмуэля вошло в еврейскую традицию. Название книги в еврейском каноне не предполагает авторство Шмуэля, а очевидно дано потому, что Шмуэль - первая значительная личность, появляющаяся в повествовании.
   Основная тема книги Шмуэля - становление Израильского царства: биография Шмуэль до истории Саула; Шмуэль и Саул; Саул и Давид; приход Давида к власти; продолжение истории Давида; дополнения к рассказу о правлении Давида (продолжение истории Давида, его старости и воцарения Соломона входит уже во II книгу Царей). Главная цель книги Шмуэля - попытка критического осмысления событий, связанных со становлением монархии как института национально-религиозного значения. Этот подход виден в построении повествования, ставящего ряд исторических вопросов, и прежде всего - было ли установление царской власти Божьим даром или богоотступничеством.

   Книга Шмуэля не принадлежит перу одного автора, хотя несомненно, что впоследствии текст подвергся редактуре. Она включает разнообразные элементы как с жанровой, так и с содержательной точки зрения. Большая часть текста составлена из повествований, связанных содержательно (единство места и времени) и стилистически (диалоги, повтор формул, рамочное построение и т. п.). Книга содержит поэтические фрагменты, представляющие собой речь персонажей. Некоторые из этих поэтических фрагментов встречаются и в других книгах Библии, поэтому возникает вопрос, принадлежат ли поэтические тексты той же эпохе, что и основное повествование книги. В книге Шмуэля часто встречаются пророчества и Божественные наставления. В большинстве случаев такие отрывки образуют часть повествования, однако иногда представляют собой самостоятельные литературные композиции. В книге содержится материал, источником которого служили царские архивы, - например, списки сановников Давида, имена его жен и сыновей, перечни его войн и завоеваний. Обычно этот материал стилистически подчинен повествовательным частям или сам включает повествовательные детали. Реже архивный материал образует самостоятельный текст.
   В книге Шмуэля встречаются и другие жанровые элементы - молитва, мотивы притчи, пословицы и поговорки. Основным методом составителя, очевидно, была компоновка материала в более или менее хронологическом порядке, что часто требовало членения используемых источников и перегруппировки их частей в соответствии с логикой и хронологией. Большинство исследователей придерживается мнения, что источники, использованные при составлении Шмуэля книги, включали сказания о детстве Шмуэля, повествование о Ковчеге Завета, о становлении монархии - о событиях в Мицпе, Раме и Гилгале, рассказы о Давиде, историю событий при его дворе, а также дворцовые архивы, пророчества, стихотворные композиции.
   Книга Шмуэля - исторический документ первостепенной важности для понимания событий, которые привели к становлению монархии. Она отражает разные религиозно-этические оценки этого института и попытки его осмысления религиозным мировоззрением.
 
   По материалам: http://www.eleven.co.il/.

На главную ║ Назад    Иудаизм

Рейтинг@Mail.ru