Elite-Home

Иудаизм

На главную ║ Назад    Иудаизм

Йехезкель или Иезекииль (Ezechielis)

 

   Йехезкель - еврейский пророк. Книга Йехезкель является третьей книгой раздела поздних пророков Библии. Сведения о личности Йехезкеля крайне скудны. Известно лишь, что он был жрецом, что его жена умерла во время осады Иерусалима войсками Навуходоносора и что он находился среди тех, кто в 597 г. до н. э. был после сдачи Иерусалима уведен вместе с царем Иехояхином в Вавилонию. Йехезкель умер в Вавилонии, и, согласно преданию, его гробница находится в центральном Ираке, в селении, расположенных в 32 км от городе Хилла.
   Содержащиеся в книге Йехезкель пророчества относятся ко времени между 593 и 571 гг. до н. э., то есть к периоду, когда после почти 10 лет покорности иудейский царь Цидкияху, надеясь на помощь Египта, восстал против вавилонского ига (588 г. до н. э.). Восстание закончилось страшным разгромом Иудеи и, после двухлетней осады, взятием Иерусалима в 586 г. до н. э.; Храм был разрушен, и большинство населения страны угнано в Вавилонию.
   Книга Йехезкель представляет собой изложение от первого лица видений пророка и обращенных к нему слов Бога. Тематически пророчества подразделяются на две основные части: пророчества о наказании Израиля за нарушение Завета и пророчества о его будущем возрождении. Первые восемь глав 2-й части содержат пророчества о наказании Богом народов, враждебных Израилю.
   Вся история Израиля представляется Йехезкелю непрерывным нарушением Завета: Израиль допустил в свое сердце идолов, поступив тем самым хуже язычников, которые не заключали завета и потому не нарушают его своим идолопоклонством. Бог посылает пророка к "мятежному дому" Израиля, чтобы оповестить его о Своем гневе; пророк видит свиток, на котором написано: "Плач, и стон, и горе". Несчастья, обрушившиеся на Израиль и ожидающие его в будущем, являются наказанием за порочность и беззаконие народа, и гнев Бога будет беспощаден. Суд над Израилем будет совершен посредством тех народов, богам которых служит Израиль. Йехезкель пророчествует о падении Иерусалима: "Как дерево виноградной лозы... Я отдал огню на съедение, так отдам ему жителей Иерусалима... и узнаете, что Я - Господь, когда обращу против них лице Мое".
   Йехезкель настаивает на безусловной справедливости отношения Бога к своему народу. Пословица "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина" - ложна: сын не понесет вины отца, кающийся не погибнет, ибо Божий суд справедлив и основан на оценке действий человека. Покаяние принесет спасение: беззаконник, раскаявшийся в своих грехах и обратившийся к соблюдению данных Богом законов, будет жив, а отступивший от Закона праведник погибнет. Бог будет судить каждого "по путям его", а потому Он устами пророка призывает Израиль покаяться в грехах, чтобы "нечестие не было вам преткновением".

   Однако справедливость не является единственной основой, на которой зиждется отношение Бога к Израилю; в равной степени это отношение основывается на заинтересованности Бога в сохранении и возрождении Израиля: "Так говорит Господь Бог: хотя Я удалил их к народам, и хотя Я рассеял их по землям, но Я буду для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они... Я соберу вас из народов, и возвращу вас... и дам вам землю Израилеву". Отношение Бога к Израилю носит особый характер, и его наказание не имеет целью уничтожение народа. Более того, Бог покарает народы, насмехающиеся над Израилем в его падении: Иехезкель пророчит о гибели Аммона, Моава, Эдома и Филистии, Тира, Сидона. Сокрушен будет и фараон и вся его земля за то, что не оказали действенной помощи восставшей против Вавилонии Иудее: "потому что они дому Израилеву были подпорою тростниковою".
   Грядущее восстановление Израиля в его земле не может быть, однако, обусловлено раскаянием Израиля, ибо он слишком далек от того, чтобы раскаяться. Новый исход, предвещаемый Йехезкелем, обусловлен не поведением Израиля, а волей Бога, его особым отношением к Израилю. Пророчество о грядущем восстановлении принимает у Йехезкеля форму видения сухих костей, покрывающихся плотью и воскресающих к жизни; устами пророка Бог обращается к Своему народу: "... вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших в землю Израилеву".
   Если раскаяние не может стать причиной исхода, исход будет причиной раскаяния и обновления Израиля: после того, как Бог восстановит Свой народ в его земле и вновь введет его "в узы Завета", Израиль будет послушен своему Богу; не сам Израиль сделает себе новое сердце, но Бог возьмет "каменное сердце" Израиля и заменит его сердцем из плоти, чтобы Израиль был послушен Ему и Его заповедям. Израиль будет носителем вечного благословения, которое станет свидетельством силы Бога перед другими народами.
   Пророчество о будущем восстановлении Израиля включает в себя детальное описание новых границ страны и наделов колен, устройства Храма и храмовой службы. У Йехезкеля отсутствуют эсхатологические идеи о грядущем единстве всего человечества перед лицом Бога, характерные для Исайи и Иеремии: он последовательно придерживается традиционной точки зрения, согласно которой, хотя Бог правит всеми народами, Его особая милость распространяется только на Израиль.
   Пророчества Йехезкеля показывают его прекрасное знание священнической литературы. Йехезкель был первым пророком диаспоры и духовным вождем иудейских изгнанников в Вавилонии. Возведя в степень цельной доктрины спорадические высказывания Библии о личной ответственности человека за свои поступки, Йехезкель внес важный вклад в развитие иудаизма. В целом доктрина Йехезкеля о заинтересованности Бога в Израиле и о грядущем его восстановлении в собственной земле должна была укрепить в изгнанниках волю противостоять ассимиляции и надежду на национальное будущее и таким образом подготовить их к возвращению из вавилонского плена, которое и началось в 538 г. до н. э. Аллегорические картины и символические образы видений Йехезкеля оказали огромное влияние на всю позднейшую еврейскую мистику.
 
   По материалам: http://www.eleven.co.il/.

На главную ║ Назад    Иудаизм

Рейтинг@Mail.ru