Elite-Home

Иудаизм

На главную ║ Назад    Иудаизм

Цфания или Софония (Sophonias)

 

   Цфания - один из двенадцати малых пророков, которому приписывается авторство девятой книги этого цикла в разделе Невиим (Пророки) канонической Библии. По-видимому, он был потомком в четвертом поколении царя Хизкияху и, таким образом, дальним родственником царя Иошияху, в годы правления которого (640-609 гг. до н. э.) Цфания действовал.
   На протяжении длительного 55-летнего правления сына Хизкияху Менашше в Иудею широко проникло ассирийское культурное, политическое и религиозное влияние, а еврейская религия претерпела упадок. Выступление Цфании против распространения языческой веры совпадает с реформой царя Иошияху, направленной на искоренение языческих религиозных влияний (621 год до н. э.). Дезинтеграция Ассирийской империи и сопровождавшие ее политические катаклизмы на Ближнем Востоке были фоном пророчеств Цфании о близящемся Дне Господнем.
   Первая глава книги Цфания - пророчество о скором Суде и истреблении рода людского в целом и жителей Иудеи, в частности. Пророк не произносит ни одного слова утешения, не оставляет надежды никому. Картина грядущего уничтожения - прямая противоположность изображения Творения мира. Грех народа, и в первую очередь его вождей, - поклонение Ваалу (см. Ваала культ) и звездам и отступление от веры в Бога Израиля. В описании грядущего Дня Господня Цфания развивает традиции пророков Амоса и Исайи. Этот день будет днем, когда жертвенный огонь пожрет все живое на земле.

   Вторая глава начинается с предостережения, обращенного, по-видимому, к жителям Иудеи, "взыскать Господа" и справедливости; только исполняющим Его законы, может быть, удастся спастись в день Его гнева. Предостережение и обетование подкреплены пророчеством об уничтожении филистимлян и других обитателей приморской полосы, истребление которых будет избавлением для "остатков дома Иудина". За этим следуют пророчества о гибели Моава и Аммона, истреблении жителей Куша и наконец об уничтожении Ассирии и запустении ее столицы - Ниневии. Это пророчество должно было быть произнесено незадолго до падения Ниневии (612 год до н. э.).
   Третья глава начинается как пророчество о "нечистом и оскверненном" Иерусалиме и его беззаконных владыках. Возможно, что это пророчество было произнесено после реформы Иошияху и отражало недовольство ее недостаточно радикальным характером, подобно пророчествам Иеремии. Обвинения и угрозы в адрес неправедных жителей города повторяют мотив всеобщего уничтожения, который, однако, превращается здесь в пророчество спасения. Как первая глава представляет собой противоположность описанию Творения, так третья глава рисует картину, противоположную вавилонскому столпотворению. Спасение носит космический характер - очистившиеся народы обратятся к Богу и будут поклоняться Ему и Его священной горе. Пророчество переходит в гимн Сиону, выражающий радость, что Господь отвратил Свою кару от уповающих на Него и дал Своему народу дух справедливости и смирения. Книга завершается обещанием Бога избавить Израиль от его притеснителей и возвеличить его между народами.
   Стиль книги Цфания выказывает высокое словесное мастерство автора, использующего широкий спектр поэтических приемов. Части книги, содержащие гимны, - описание Дня Господня и Гимн Сиону - высокие образцы библейской литературы.
 
   По материалам: http://www.eleven.co.il/.

На главную ║ Назад    Иудаизм

Рейтинг@Mail.ru