Цфания - один из двенадцати
малых пророков, которому приписывается авторство девятой книги этого
цикла в разделе Невиим (Пророки) канонической Библии. По-видимому, он
был потомком в четвертом поколении царя Хизкияху и, таким образом,
дальним родственником царя Иошияху, в годы правления которого (640-609
гг. до н. э.) Цфания действовал.
На протяжении длительного 55-летнего правления сына Хизкияху Менашше в
Иудею широко проникло ассирийское культурное, политическое и религиозное
влияние, а еврейская религия претерпела упадок. Выступление Цфании
против распространения языческой веры совпадает с реформой царя Иошияху,
направленной на искоренение языческих религиозных влияний (621 год до н.
э.). Дезинтеграция Ассирийской империи и сопровождавшие ее политические
катаклизмы на Ближнем Востоке были фоном пророчеств Цфании о близящемся
Дне Господнем.
Первая глава книги Цфания - пророчество о скором Суде и истреблении рода
людского в целом и жителей Иудеи, в частности. Пророк не произносит ни
одного слова утешения, не оставляет надежды никому. Картина грядущего
уничтожения - прямая противоположность изображения Творения мира. Грех
народа, и в первую очередь его вождей, - поклонение Ваалу (см. Ваала
культ) и звездам и отступление от веры в Бога Израиля. В описании
грядущего Дня Господня Цфания развивает традиции пророков Амоса и Исайи.
Этот день будет днем, когда жертвенный огонь пожрет все живое на земле.
Вторая глава начинается с предостережения, обращенного, по-видимому, к
жителям Иудеи, "взыскать Господа" и справедливости; только исполняющим
Его законы, может быть, удастся спастись в день Его гнева.
Предостережение и обетование подкреплены пророчеством об уничтожении
филистимлян и других обитателей приморской полосы, истребление которых
будет избавлением для "остатков дома Иудина". За этим следуют
пророчества о гибели Моава и Аммона, истреблении жителей Куша и наконец
об уничтожении Ассирии и запустении ее столицы - Ниневии. Это
пророчество должно было быть произнесено незадолго до падения Ниневии
(612 год до н. э.).
Третья глава начинается как пророчество о "нечистом и оскверненном"
Иерусалиме и его беззаконных владыках. Возможно, что это пророчество
было произнесено после реформы Иошияху и отражало недовольство ее
недостаточно радикальным характером, подобно пророчествам Иеремии.
Обвинения и угрозы в адрес неправедных жителей города повторяют мотив
всеобщего уничтожения, который, однако, превращается здесь в пророчество
спасения. Как первая глава представляет собой противоположность описанию
Творения, так третья глава рисует картину, противоположную вавилонскому
столпотворению. Спасение носит космический характер - очистившиеся
народы обратятся к Богу и будут поклоняться Ему и Его священной горе.
Пророчество переходит в гимн Сиону, выражающий радость, что Господь
отвратил Свою кару от уповающих на Него и дал Своему народу дух
справедливости и смирения. Книга завершается обещанием Бога избавить
Израиль от его притеснителей и возвеличить его между народами.
Стиль книги Цфания выказывает высокое словесное мастерство автора,
использующего широкий спектр поэтических приемов. Части книги,
содержащие гимны, - описание Дня Господня и Гимн Сиону - высокие образцы
библейской литературы. |