Петр Чайковский -
русский композитор, дирижёр, педагог, журналист. Петр Ильич Чайковский
родился 25 апреля 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе
Вятской губернии, Российская империя. Способности к музыке у Пети
Чайковского проявились рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а
через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. В
1850-1859 годах по желанию родителей Чайковский учился в Училище
правоведения, после чего был определен на службу в Министерство юстиции.
В 1855-1858 брал уроки игры на фортепиано у известного в то время
пианиста Р. Кюндингера, который был невысокого мнения о способностях
будущего композитора. Лишь в 1861 году Петр Чайковский приступил к
серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения
Русского музыкального общества. Осенью 1862 года он стал студентом
преобразованной из музыкальных классов Петербургской консерватории,
которую с отличием окончил в 1865 году по классам А. Г. Рубинштейна,
высоко ценившего талант ученика, и Н. И. Зарембы. Тогда же были написаны
первые крупные сочинения для симфонического оркестра: увертюра "Гроза"
(1864) и Увертюра фа-мажор (1865), "Характерные танцы", кантата для
солистов, хора и оркестра на оду Шиллера "К радости". Оставив службу в
мае 1863 года, зарабатывал на жизнь уроками. В 1866 году Чайковский был
приглашен на должность профессора в открывающуюся Московскую
консерваторию. В 1866-1878 годах Чайковский вел в консерватории классы
свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки. В рамках своих
педагогических обязанностей Чайковский написал "Руководство к
практическому изучению гармонии" (1872) и перевел с французского
"Руководство к инструментовке" Ф. О. Геварта.
Активно участвуя в музыкальной жизни Москвы, Чайковский регулярно
выступал в печати в качестве музыкального критика, из-за постоянной
нужды в деньгах в 1871-1876 годах работал музыкальным рецензентом газет
"Современная летопись" и "Русские ведомости", участвовал в
"Артистическом кружке" А. Н. Островского, общался с композиторами -
членами "Могучей кучки", а также с В. В. Стасовым, Л. Н. Толстым, Я. П.
Полонским, А. Н. Плещеевым, актером П. М. Садовским. Тогда же он
познакомился с Г. Берлиозом, К. Сен-Сансом, другими ведущими музыкантами
Европы, среди которых у него нашлось немало почитателей.
В 1877 году Чайковского взяла под свое финансовое покровительство Н. Ф.
фон Мекк - одна из богатейших женщин России, вдова крупного
промышленника. Помощь с ее стороны, длившаяся до 1890 года, позволила
композитору спокойно заниматься творчеством. Значительный интерес для
понимания личности Чайковского представляет его обширная переписка с фон
Мекк, с которой он никогда не виделся. Годы жизни в Москве стали
временем становления и расцвета таланта Чайковского. Главные
произведения этого периода - пять опер, в том числе "Лирические сцены" -
"Евгений Онегин" (1878), четыре симфонии (№ 1 "Зимние грезы", 1866; № 2,
1872; № 3, 1875; № 4, 1877), балет "Лебединое озеро" (1876) и другие. В
конце 1870-х гг. Петр Чайковский уходит из консерватории и едет за
границу. В середине 1880-х гг. композитор возвращается к активной
музыкально-общественной деятельности в России, в 1885 году был избран
директором Московского отделения Русского музыкального общества. Тогда
же он поселился под Москвой: сначала в селе Майданово, затем во
Фроловском - оба близ Клина, а в 1892 году - в Клину. Вместе с тем его
скитальческой натуре по-прежнему была необходима перемена мест. Во
второй половине 1880-х начинается дирижерская деятельность Чайковского -
сначала в России, а потом за границей; в качестве исполнителя
собственных произведений он посещает Германию, Австро-Венгрию, Францию,
Англию, Швейцарию. Концертные поездки укрепили его творческие и
дружеские связи с ведущими музыкантами эпохи, в том числе с Э. Григом,
А. Дворжаком, Г. фон Бюловом. Зимы Петр Чайковский проводит, как
правило, за границей, лето - в основном на родине.
Последний период жизни композитора отмечен всемирным признанием
творчества Чайковского, проявившимся не только в восторженном приеме его
сочинений, но и в избрании композитора членом-корреспондентом парижской
Академии изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского
университета (1893). В эти годы, оказавшиеся завершающими в не знавшей
перерыва 28-летней композиторской деятельности Чайковского, были созданы
оперы "Пиковая дама" (1890) и "Иоланта" (1891), балет "Щелкунчик"
(1892). Смерть настигла Чайковского в расцвете творческих сил и славы:
композитор заразился холерой через несколько дней после того, как
дирижировал на премьере Шестой симфонии в Петербурге. Умер Петр Ильич
Чайковский 25 октября 1893 года. |