Игорь Грабарь -
русский журналист, художник, искусствовед, просветитель. Игорь
Эммануилович Грабарь родился 25 марта 1871 года в Будапеште,
Австро-Венгрия. Из-за преследований семья в 1876 году вынуждена была
переселиться в Россию. Грабарь учился в петербургской Академии художеств
(1894–1896), в частности у И. Е. Репина, а также в студии А. Ашбе в
Мюнхене (с 1896); организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в
1898–1901 годах. Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). Был членом
объединений "Мир искусства" и "Союз русских художников". В
художественной его продукции вначале доминировали простые по мотиву, но
насыщенные по колориту пейзажи (Белая зима. Грачиные гнезда, Февральская
лазурь, Мартовский снег, все три работы 1904) и натюрморты (Неприбранный
стол, 1907; все - в Третьяковской галерее). Тогда же обнаружился его
талант портретиста, а также архитектора (неоренессансно-палладианская
усадьба Захарьино под Москвой, 1909–1914).
Игорь Грабарь активно работал как художественный критик (в журналах "Мир
искусства", "Старые годы", "Аполлон" и др.). С 1906 года совместно с
издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших
мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И.
И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914).
Значительную роль в деле самоопределения национальной художественной
школы сыграла подготовка многотомной "Истории русского искусства"
(1906-1916; в связи с войной издание прервалось на 6-м томе), где он был
автором ряда важнейших разделов. Грабарь внес большой вклад в русскую
культуру, став попечителем и директором Третьяковской галереи
(1913-1925), а также организатором и директором Центральных
реставрационных мастерских в Москве (1918-1930, с 1944 - научный
руководитель), которым позднее было присвоено его имя. Исследования
Грабаря расширили знания об отечественной средневековой культуре
(уточнив, в частности, творческий облик Феофана Грека и Андрея Рублева)
и усовершенствовали методику реставрации.
В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь
к пейзажу и портретам "старинных русских людей" (Н. В. Клюев, 1932,
Третьяковская галерея). Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у
прямого провода, 1933; Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В.
Сталина, 1938; обе картины в музее в Горках Ленинских). Капитальное
значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937; Сталинская
премия 1941) и мемуарная "автомонография" Моя жизнь (1937). При его
участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. 1-13,
1953-1969). В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора
Института имени В. И. Сурикова (1937-1943), Всероссийской Академии
художеств (1943-1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). Умер
Игорь Эммануилович Грабарь 16 мая 1960 года в Москве. |